Экологический факультет МНЭПУ

Экологический факультет

Международный Независимый Эколого-Политологический Университет ( МНЭПУ )

СЕГОДНЯ года


|Экологическая библиотекаЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА | Студент-экологИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ | Фотоархив факультета экологииФОТОАРХИВ | КонтактыКОНТАКТЫ |


На главную


Ежегодник 2001


Предисловие

Ежегодник 2008

Ежегодник 2007

Ежегодник 2006

Ежегодник 2005

Ежегодник 2004

Ежегодник 2003

Ежегодник 2002

Ежегодник 2000

Ежегодник 1999

Ежегодник 1998


English version


'Россия в окружающем мире' на диске Электронная версия на диске (CD)



Россия в окружающем мире 2001

"Россия в окружающем мире"


аналитический ежегодник 2001




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В РОССИИ В ХХ ВЕКЕ

В.П. Федорчук


Об авторе



РЕФЕРАТ СТАТЬИ

Полная версия статьи (pdf-формат )

За истекшее столетие из недр Земли было извлечено больше полезных ископаемых, чем за всю предыдущую историю человечества. В ХХ веке Россия, в основном в период становления и развития Советского Союза, осуществила колоссальный скачок в раскрытии своего минерально-сырьевого потенциала и в практическом использовании богатства недр. Ко второй половине столетия ее геологическая служба обеспечила необходимый прирост разведанных запасов всех видов полезных ископаемых. Их добыча обеспечила полное удовлетворение потребностей страны во всех видах минерального сырья. Ее масштабы, несмотря на резкие спады 1914–1922 гг. и 1941–1945 гг., возрастали вплоть до второй половины 1980-х годов, после чего начался спад, вызванный системным социально-экономическим кризисом перестройки экономики.

За истекшее столетие из недр Советского Союза было извлечено по ориентировочной оценке:

торфа – около 2 млрд т,
каменного угля – более 17 млрд т,
горючих сланцев – до 1 млрд т,
нефти – порядка 15 млрд т,
природного газа – более 13 трлн м3,
железной руды – около 4 млрд т,
марганцевой руды – более 120 млн т,
хромовой руды – свыше 100 млн т,
меди, свинца и цинка – более 30 млн. т,
редких металлов и рассеянных элементов – порядка десятков и сотен тыс. т,
благородных металлов – многие сотни (платиноиды), первые тысячи (золото), десятки тысяч т (серебро).

Суммарная добыча нерудного минерального сырья и строительных материалов измеряется триллионами тонн, подземных вод – многими сотнями милиардов кубических метров.

В ХХ веке возникли новые отрасли промышленного производства, потребовавшие увеличения добычи минерального сырья: автомобильная, авиастроительная и космическая промышленность, современные средства связи и др., развивались и традиционные отрасли производства: топливно-энергетическая, металлургическая и др., в т.ч. особенно бурно – машиностроительная, агрохимическая, строительных материалов и др. Достижения научно-технического прогресса стимулировали рост горнодобычных работ. В промышленный оборот оказались вовлеченными практически все (вместо ранее использовавшихся 10–15) элементы периодической системы Д.И. Менделеева, включая искусственно полученные трансурановые.

Однако к концу XIX века горнодобывающая промышленность страны захирела, и в ХХ век Россия вошла с довольно ограниченным минерально-сырьевым багажом. Из нерудных полезных ископаемых Россия обладала значительными запасами поваренной соли, асбеста и некоторых местных строительных материалов (глина для производства кирпича, известняк). Все остальные виды минерального сырья Россия ввозила. Несмотря на то, что 1913 г. принято было считать одним из самых благоприятных в истории России, к началу Первой мировой войны царская Россия пришла совершенно не подготовленной, что сразу же привело к тяжелейшим поражениям на всех фронтах. Катастрофическое положение сложилось с цветными и редкими металлами: в небольших масштабах добывались лишь медь, свинец и цинк. Алюминий даже для солдатских котелков, не говоря уже об авиации, импортировали. Ввозили все использовавшиеся в военной промышленности редкие металлы (стронций для сигнальных ракет, олово для консервных банок и др.), даже бентонитовую глину для очистки нефтяных масел покупали за границей.

Одной из причин неудач российской армии на германском фронте стал низкий уровень горнодобывающего производства, приведший к краху 1917 г. А затем последовали годы Гражданской войны и интервенции, блокировавшей страну с запада, юго-запада, северо-запада и со стороны Дальнего Востока. В итоге наступил полный развал всего ее хозяйства. Добыча каменного угля снизилась с 29 до 8,7 млн т, в том числе в Донбассе до 4,5 млн т (1920 г.), а нефти – с 9 до менее 4 млн т. Добыча железной руды сошла почти на нет. В 1920 г. было выплавлено лишь 164 тыс. т чугуна и 200 т меди (1919), а производство свинца, цинка и ртути вообще полностью прекратилось. Остановились цементные заводы. Железнодорожный транспорт перешел на дрова.

Послевоенный восстановительный период (1922–1927 гг.) начался с откачки затопленных шахт Донбасса и восстановления горных выработок на ранее эксплуатировавшихся рудных месторождениях Урала. В сравнительно короткий срок был достигнут довоенный уровень добычи трех основных видов полезных ископаемых – каменного угля, нефти и железной руды.

Одновременно с этим проводили интенсивные работы по ликвидации “белых пятен” на геологической карте страны, что создало основу разворота дальнейших поисковых работ. Проводилась ускоренная разведка выявленных месторождений с их одновременным промышленным освоением. В результате столь большого внимания к разведке полезных ископаемых в стране в кратчайшие сроки были открыты и освоены новые месторождения.

К 1927 г. удалось восстановить довоенный уровень народного хозяйства страны, а к началу Великой Отечественной войны Советский Союз добился практически полной (за исключением алмазов) самообеспеченности минеральным сырьем. Расширилась добыча традиционных видов полезных ископаемых, и были созданы предприятия по разработке месторождений.

В 1941–1942 гг. под оккупацию попали промышленные центры западных районов Советского Союза. Были потеряны железные руды Кривого рога и Керчи, уголь Донбасса и Подмосковья, ртуть Никитовки, бокситы Тихвина, вольфрам и молибден Тырныауза, частично никель Кольского полуострова, каолины и горный хрусталь Украины, в руках врага оказались крупнейшие металлургические и машиностроительные заводы, вышел из строя Сталинградский тракторный завод. Часть заводского оборудования удалось эвакуировать на Восток, в основном на Урал, где уже к концу 1941 г. было налажено производство военной техники.

В годы Великой Отечественной войны было начато освоение Второго Баку (Поволжье, Южный Урал), приступили к крупномасштабной разведке газовых месторождений (на их базе был построен первый в стране магистральный газопровод Саратов – Москва), организована отработка многих месторождений каменного угля (Урал, Воркута, Средняя Азия, Казахстан). Развернулось строительство Норильского медно-никелевого комбината, начали давать продукцию Северо-Уральские бокситовые рудники (СУБР), максимального объема достигла добыча свинца (Алтай, Казахстан, Таджикистан), место ртутной Никитовки занял Хайдаркан (Киргизия), а вольфрамового Тырныауза – Восточный Коунрад (Казахстан).

К концу Великой Отечественной войны промышленный потенциал СССР уже был в значительной мере восстановлен: выпуск продукции достиг 77% от уровня последнего предвоенного года, а к 1948 г. и этот разрыв был преодолен по всем показателям, в том числе и по производству минерально-сырьевой продукции.

Минерально-сырьевая база страны в послевоенный период развивалась по восходящей, чему способствовала концентрация геологоразведочных работ в специально созданном Министерстве геологии СССР. Его сотрудниками был сделан ряд эпохальных открытий, среди которых следует особо выделить нефть “Второго Баку” и Западной Сибири, природный газ Сибири, никель, медь и платиноиды Норильского района, алмазы Якутии (с их открытием было достигнуто абсолютно полное самообеспечение СССР всеми без исключения видами минерального сырья), золото Восточной Сибири и Западного Узбекистана, уран Средней Азии, Казахстана, Украины и Забайкалья, калийные соли Белоруссии, олово Хабаровского края, хром Южного Урала, фосфориты Каратау и др.

На открытых месторождениях быстро осуществляли разведку, а при необходимости осваивали в сжатые сроки. Своего пика горнодобывающее производство достигло к середине 1980-х годов. К сожалению, значительная часть добываемого минерального сырья шла для обеспечения нужд военно-промышленного комплекса (ВПК). В результате военно-политического противостояния с США экономика Советского Союза не выдержала сверхнапряжения, и с середины 1980-х годов начался спад промышленного производства, в том числе и в горнодобывающих ее отраслях.

С распадом Советского Союза разрушилась и стройная система геологической службы. РФ лишилась источников ряда дефицитных видов минерального сырья: месторождения марганца оказались на территории Украины, Грузии и Казахстана, хрома – в Казахстане, урана – на Украине, в Средней Азии и Казахстане, титана и каолина – на Украине, ртути – в Киргизии и на Украине и т.д. Для восстановления равновесия следовало бы развернуть поисковые работы на эти, оказавшиеся дефицитными, виды минерального сырья, однако к этому времени наоборот геологоразведочные работы были свернуты до минимума. Количество сотрудников геологической службы сократилось почти в 10 раз. Отставание в воспроизводстве погашаемых в недрах запасов и ликвидация многих горнодобывающих предприятий, не выдержавших конкуренции в условиях рыночной экономики, привели к систематическому падению объемов добычи полезных ископаемых.

На фоне общемирового наращивания добычи полезных ископаемых, за исключением урана, свинца, вольфрама, ртути, асбеста, в России идет снижение, а по ряду позиций (например, редкие металлы) полное прекращение добычи минерального сырья.

Опыт XX века убедительно показывает, что общемировое потребление почти всех видов минерального сырья неуклонно возрастает, что должно привести к их неотвратимому истощению. До недавнего времени противостоять истощению разведанных запасов удавалось в основном за счет расширения поиска традиционных или принципиально новых типов месторождений, а также альтернативных видов полезных ископаемых (нетрадиционные типы нефтяных ловушек, дисперсное золото, некимберлитовые алмазы и др.).

В последнее десятилетие усилилось внимание к разработке способов более полного использования сырья и снижения удельного потребления конечных продуктов (металлов, энергоресурсов), вторичному использованию ресурсов.



Таблицы:
5–1. Добыча минерального сырья и производство продукции.
5–2. Контрольные цифры добычи полезных ископаемых и производства промышленной продукции по плану ГОЭЛРО в сравнении с уровнем 1913 и 1920 гг.
5–3. Добыча полезных ископаемых и производство промышленной продукции в 1935 г.
5–4. Производство минерально-сырьевой продукции.
5–5. Добыча минерального сырья в 1991, 1998 гг.

Дополнительная информация:
020. Выплавка чугуна (млн тонн).
022. Число заключенных в исправительно-трудовых лагерях.
023. Добыча каменного угля (товарного, млн тонн).
024. Глубокое разведочное бурение (тыс. метров).
025. Подтвержденные запасы минеральных ресурсов (на 01.01. 1998 г.).
027. Потери отдельных полезных ископаемых при добыче в РФ (в % от погашенных запасов).


Rambler's Top100


© Перепечатка и использование материалов, размещенных на сайте, допускается только со ссылкой на источник
Последнее изменение страницы: Декабрь 12, 2013