На главную
Библиотека
ПРЕССА ОБ ЭКОЛОГИИ
Экологическое законодательство
Материалы конференций
Труды преподавателей
Информационный бюллетень ЦТАЭП
Ежегодник "Россия в окружающем мире"
|
|
БИБЛИОТЕКА ФАКУЛЬТЕТА ЭКОЛОГИИ
Радиоактивный мусор достанется потомкам
22 марта в Государственной думе состоится рассмотрение поправок к закону об охране окружающей среды. Тех самых поправок, которые фактически открывают путь к превращению России в мировую свалку радиоактивного мусора. Ситуацию комментирует депутат ГД Сергей Митрохин, член фракции "ЯБЛОКО", солидарно выступающей против поправок Минатома.
Лоббисты этих поправок искусно жонглируют специальными терминами, запутывая суть дела. Глава Минатома Евгений Адамов убеждает всех, что он первый выйдет на демонстрацию, если в страну будут ввозить ядерные отходы. Речь, дескать, идет о ввозе на территорию России не радиоактивных отходов (РАО), а ценного промышленного сырья - отработанного ядерного топлива (ОЯТ) с целью его переработки. Но на поверку оказывается, что аббревиатура ОЯТ - лишь "псевдоним", под которым Минатом собирается хоронить в России эти самые РАО: по химическому составу это одни и те же вещества.
Министерство лукавит, говоря о большой ценности переработанного ядерного топлива. Оно может быть использовано повторно лишь в небольшом числе реакторов печально знаменитого чернобыльского типа, срок эксплуатации которых в России уже подходит к концу. В других же странах они не получили широкого распространения. Чтобы использовать это топливо в реакторах новых моделей, нужны серьезные научные исследования, новые испытания. Но финансирование этих работ не предусмотрено. На наших глазах рождается грандиозная афера: Минатом разворачивает бурную деятельность по переработке, а спроса на продукт переработки на самом деле нет!
В результате мы получаем мало кому нужные материалы, токсичность и агрессивность которых намного выше, чем у свежего ядерного топлива. Именно из-за этого большинство развитых стран отказались от переработки ОЯТ. Мы же самотеком превращаемся в "дикий" международный могильник. Ни одна страна в мире, даже в Африке, сегодня не принимает на захоронение иностранные ядерные отходы. Авторы проекта считают, что за него Россия получит около $21 млрд за 40 лет. Минатом утверждает, что эти доходы будут распределяться следующим образом: 10,5 млрд - на создание производств для хранения и переработки топлива, 3,3 млрд - налоги в федеральный и региональный бюджеты, 7,2 млрд - на решение социально-экономических и экологических проблем.
Но в перечень предполагаемых затрат не включено еще несколько важных пунктов. Во-первых, не заложены средства на обязательный по всем инструкциям демонтаж новосозданных ядерных объектов и дезактивацию местности. Во-вторых, не предусмотрен фонд страхования экологических и технологических рисков. В-третьих, в смету Минатома не включены расходы на захоронение средне- и низкоактивных отходов, которые неизбежно образуются при работе с ядерным топливом (технические стоки, спецодежда, различные металлические конструкции). По расчетам специалистов, количество этих отходов по сравнению с нынешним увеличится в 7 раз.
Затраты на все эти мероприятия неизбежны, значит, их придется вычесть из предназначенных на экологические программы $7,2 млрд. Равно как и дополнительные производственные расходы: по оценке независимых экспертов, Минатом в три раза занизил необходимые для строительства производства инвестиции. То есть может оказаться, что денег на социальные и экологические нужды не останется вообще.
А вот самое интересное финансовое открытие проекта: поступление доходов, согласно смете, заканчивается в 2012 году, а расходы продолжаются до 2041 года. Стране, которая не может обеспечить целевое использование средств даже в рамках годового бюджета, предлагается сделать это в бюджете, растянутом на 40 лет! Странен и порядок финансирования "специальных экологических программ". Разрабатывать эти программы будет сам Минатом, сам же определяя, какое количество денег выделить на это благое дело: в законе не оговорено, что на охрану окружающей среды и социальные проекты должны идти все полученные от внешнеторговых операций средства. Распоряжаться деньгами министерство будет через свой закрытый фонд, засекреченный даже от Государственной думы, не говоря уже о широкой общественности. Иначе говоря, Минатом предстает закрытой корпорацией, которая сама заключает контракты, сама их реализует, сама определяет свои доходы и расходы и, в конце концов, сама себя контролирует.
И все это происходит в стране, которая и так входит в десятку самых коррумпированных стран мира. Недавно обнародованные думской комиссией по коррупции сведения о коммерческой деятельности г-на Адамова и его подчиненных не оставляют сомнений, чем закончится "топливный проект": горстке чиновников опять достанутся деньги, а будущим поколениям россиян - горы радиоактивного мусора.
Сергей Митрохин
"Общая газета" 22-28 марта 2001 г.
|