Экологический факультет МНЭПУ

Экологический факультет

Международный Независимый Эколого-Политологический Университет ( МНЭПУ )

СЕГОДНЯ года


|Экологическая библиотекаЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА | Студент-экологИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ | Фотоархив факультета экологииФОТОАРХИВ | КонтактыКОНТАКТЫ |


На главную


ТРУДЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ


Библиотека

Экологическое законодательство

Материалы конференций

Пресса об экологии

Информационный бюллетень ЦТАЭП

Ежегодник "Россия в окружающем мире"


БИБЛИОТЕКА ФАКУЛЬТЕТА ЭКОЛОГИИ

Из опыта природоохранного просвещения Воронежского заповедника (К 75-летию Воронежского государственного биосферного заповедника (ВГБЗ)


В последнее десятилетие активизировалась природоохранная просветительская работа в государственных природных заповедниках и национальных парках, что выражается в создании при особо охраняемых природных территориях (ООПТ) специальных экологических центров и в разработке новых образовательных программ. Но еще часто приходиться сталкиваться с мнением: «Зачем учить детей и подростков в заповедниках и национальных парках? Ведь у ООПТ свои функции. Ну, хорошо, допустим, что можно в национальных парках, а в заповедниках?» И дискуссия эта может быть бесконечной. Ответить на многие кажущиеся сейчас спорными вопросы поможет небольшой экскурс в историю заповедного дела в нашей стране. Так, во многих заповедниках чуть ли ни с момента их образования начинали функционировать музеи природы, создавались экскурсионные тропы и зооуголки, заповедники сотрудничали с вузами (практики студентов-биологов) и юннатскими организациями. Давайте посмотрим, как развивалась природоохранная просветительская деятельность в Воронежском заповеднике – одном из самых старейших и наиболее известных.

В 1927 году северная часть Усманского бора (по реке Усмани) Воронежской области решением Совнаркома РСФСР была объявлена государственным заповедником. Своим возникновением Воронежский заповедник обязан речному бобру, находящемуся в то время на грани исчезновения. В первые годы существования заповедника проводится работа по инвентаризации флоры и фауны леса, создается первый в мире экспериментальный питомник для бобров (1932). И одновременно, в 1932-1934 гг. («Кудеяров стан», 2000, №3 и 2001, №4), по инициативе научного сотрудника В.К. Хлебовича, в последствии известного зоолога, был основан музей природы с целью показа разнообразия фауны заповедника и ведения природоохранной пропаганды среди населения. Первые экспонаты музея – чучела филина с зайцем, рыб, бобров и орлов – до сих пор демонстрируются экскурсантам. В довоенные годы и годы Великой Отечественной войны (выставочные экспонаты не были эвакуированы) музей размещался в 2-х залах, а его основу составляли зоологические коллекции. Хранитель музея Лидия Александровна Гоббе проводила многочисленные экскурсии и в военные годы, в основном, для воинских подразделений, размещавшихся на центральной усадьбе заповедника (линия фронта проходила всего в пятидесяти километрах). В середине 50-х годов музей расширяется: три его зала отражают уже не только природные экосистемы Усманского бора, но и проводимую в заповеднике научную работу (Воронежский государственный заповедник. Путеводитель, 1955). В 60-х годах у музея уже 5 залов и ему тесно в старом здании. На момент перехода музея в новое здание (1984 год) ежегодное его посещение составляло около 25 тыс. человек. Теперь это пять огромных залов с большими диорамами и красочно оформленными стендами и макетами, коллекциями насекомых и редкими почвенными монолитами. Музей становиться центром естественного обучения и природоохранного просвещения, а численность его посетителей отражает все возрастающий интерес к природе родного края и качество развернутых экспозиций. Динамика посещаемости музея представлена ниже в таблице 1.

 

Таблица 1.

Численность посетителей музея природы ВГБЗ по годам

(по данным Летописей природы ВГБЗ за 1980-2000 гг.)

 

Годы

Всего человек

из них иностранцев

 

Годы

Всего человек

из них иностранцев

1980

21 994

705

 

1991

11 910

175

1981

26 128

950

 

1992

5 617

261

1982

28 559

873

 

1993

5 757

159

1983

26 017

756

 

1994

7 670

129

1984

29 553

905

 

1995

6 292

125

1985

25 913

1 605

 

1996

Данные не указаны

1986

29 714

1 532

 

1997

7 070

85

1987

27 324

1 266

 

1998

7 593

77

1988

26 988

1 414

 

1999

9 173

17

1989

27 552

1 715

 

2000

10 377

71

1990

21 421

425

 

2001

Данные не опубликованы



Таблица показывает, что наибольшее число посетителей приходится на середину 80-х годов, а наименьшее – на 1992-1993 годы. Причем в 1992 году число посетителей составляет всего 19 % от 1986 года (год с максимальным числом посетителей). Резкое уменьшение посетителей произошло в 1991 году – почти в 2 раза по сравнению с предыдущим годом. В чем причины? Если всмотреться в цифры, то можно увидеть прямую взаимосвязь между числом посетителей и общей политической и экономической ситуацией в стране. Так, вторая половина 80-х годов характеризуется ростом общественного самосознания граждан и большим притоком иностранцев в нашу страну, что нашло отражение и в посещаемости музея природы ВГБЗ. В это время среди посетителей музея половину составляют взрослые люди и с музеем активно сотрудничают несколько туристических бюро.

В настоящее время наблюдается рост, хотя и медленный, числа посетителей. Рассматривая возрастную категорию посетителей, можно заключить, что 80 % из них – школьники. А большая заслуга в привлечении их внимания к проблемам ООПТ и в приобщении их к пониманию мира природы принадлежат учебному экологическому центру ВГБЗ и его заведующей Н.И. Николаевой, возглавившей в начале 90-х годов направление экологического просвещения заповедника. Сегодня деятельность центра многогранна и ориентирована на различные группы населения: от детей сотрудников заповедника и детей, обучающихся в ближайших школах, до глав местной администрации. Среди самых популярных мероприятий у детей можно назвать проведение «эколагерей». Первый такой лагерь начал свою работу в 1998 году (Николаева Н.И., Гончарова Ю.А., 1998). С этого момента и по настоящее время по 5-6 раз в год дети Воронежских школ и нескольких школ г. Москвы приезжают в ВГБЗ, где их ждут интересные познавательные программы. Первоначально школьники проводили на центральной усадьбе заповедника всего 3 дня, но программа их пребывания была (и остается) максимально насыщенной. Это - участие в экологических играх, экскурсии по музею природы ВГБЗ и на бобропитомник, фенологические наблюдения в природе во время экскурсий по экологическим маршрутам, сбор природных материалов и изготовление из них поделок и т.д. Сейчас экоцентром заповедника разработана еще одна программа экологического лагеря 2-го уровня для старших школьников, рассчитанная на 10 дней. Основная ее цель – привить ребятам навыки научно-исследовательской работы, научить выполнять индивидуальные задания по соответствующим методикам. И самое главное, экоцентр воплотил свою главную воспитательную цель – ни один ребенок не уезжает равнодушным и безразличным по отношению к природе, что показывает их анкетный опрос в конце работы эколагеря.

Но остается вопрос, который задает себе каждый научный сотрудник, работающий в системе ООПТ: «А можем ли мы ради любознательности небольшой группы ребят нарушать принципы абсолютной заповедности, допуская их на территории заповедников?» Тогда стоит заглянуть в историю ВГБЗ. Леса Воронежского заповедника давно уже имеют производный характер; на протяжении последних столетий неоднократно вырубались и частично восстанавливались при помощи лесных культур (Дежкин и др., 2000). Чего только стоит эксперимент с рубками реконструкции в 50-х годах ХХ века? Всегда было очевидным, что рубки реконструкции не соответствовали идеям заповедного дела и могли возникнуть только в особых условиях послевоенного времени. Но имеющийся теперь опыт регуляционных мероприятий в управлении экосистемами может быть учтен при восстановлении экосистемного биоразнообразия, правда, в строго определенных условиях. Также в настоящее время может быть полезен и опыт разработки первых экскурсионных экологических маршрутов по территории Воронежского заповедника (Воронежский государственный заповедник. Путеводитель, 1955). В приложении 1 мы приводим схему и краткое описание двух существовавших ранее маршрутов. Захлестнул ли тогда заповедник поток туристов (в путеводителе приглашались все желающие)? Скорее всего, нет.

Можно сделать вывод, что и сейчас массового потока детей в эколагерь не будет, к тому же этот поток регулируется самими сотрудниками заповедника. Соответственно не будет и сильного рекреационного воздействия, которого все опасаются. Также следует учитывать местную специфику. Так, центральная усадьба ВГБЗ располагается рядом с границей заповедника, следовательно, экскурсанты не только не оказывают значительного воздействия на территорию заповедника, но и наблюдают резкое отличие между антропогенной и охраняемой зонами. Но все же никогда нельзя забывать об основных функциях заповедника и осторожно прокладывать новые экологические маршруты. Вероятнее всего они должны проходить рядом с центральной усадьбой. Но стоит ли ради небольшой группы детей строить грандиозные планы и программы. С уверенностью можно сказать, что стоит. Для многих детей несколько интересно прожитых дней в заповеднике под руководством опытных наставников – это их первое знакомство с природой, которое оставляет неизгладимый след в их душе. Мне приходилось слышать о том, с какой гордостью рассказывают дети своим сверстникам о заповеднике после возвращения в город (вне зависимости от возраста), и им начинают завидовать даже те, кто посетил зарубежные туристические маршруты – Египет, Грецию. Но приходилось видеть и другое: как высадившийся из автобуса десант экскурсантов штурмом брал входную дверь в музей природы заповедника и после экскурсии оставлял перед музеем груды мусора в виде пустых бутылок и бумажных оберток. Значит ли это, что они зря приехали в заповедник? Скорее нет, чем да. Они познакомились в музее с флорой и фауной заповедника, но за одну экскурсию нельзя привить поведенческую культуру и бережное отношение к природе. Поэтому, так важна работа экологического центра заповедника, основными принципами которой являются постоянство и многообразие.

В Воронежском заповеднике найдены удачные сочетания различных форм экологического просвещения, которые реализуются или одновременно в рамках крупных мероприятий, таких как «Марш Парков», или в течение всего года (издательская деятельность, методические семинары для преподавателей средних школ, работа зоологического кружка и т.д.). Ежегодная акция «Марш Парков» с 19 по 23 апреля стала проводиться в заповеднике с 1995 года. И теперь число её участников постоянно растет. В 2000 году в этой акции уже участвовало около 4000 человек (детей и взрослых), чему способствовала широкая рекламно-информационная кампания заповедника в местной прессе и поддержка управления образования администрации Воронежской области. В эти дни заповедник становится центром проведения множества конкурсов, викторин, открытых уроков и школьных конференций. Так, год от года растет популярность областного конкурса детских рисунков «Мир заповедной природы» (рис.1). Лучшие работы детей затем в течение полугода демонстрируются в детском кинотеатре «Юность» г. Воронежа.



Получили большую признательность среди детей и взрослых г. Воронежа и области также научно-популярные статьи в городских и областных газетах, подготовленные сотрудниками заповедника, и конечно же, специальные передачи Воронежского радио и телевидения, посвященные происходящим в заповеднике событиям. Особым словом стоит отметить собственную ежемесячную газету Воронежского заповедника – «Кудеяров стан», которая издается с октября 2000 года. Каждый выпуск газеты – это новая тематическая страничка из жизни заповедника. Здесь и история создания ВГБЗ, история музея природы, история сохранения и изучения речного бобра в ВГБЗ, животный и растительный мир заповедника и многое другое. Эта газета стала мощным популяризатором охраны природы Воронежского края и научных исследований, проводимых в заповеднике. Остается только пожелать, чтобы распространение «Кудеярова стана» среди читателей было более широким и не ограничивалось только Воронежской и Липецкой областями, а достигало и Центрального района. Особенно эта газета была бы интересна московским школьникам и студентам, специализирующимся в области охраны природы.

Студенты – биологии, географы, лесоводы – это еще одна группа постоянных посетителей Воронежского заповедника. Они проходят здесь учебные и производственные практики, в ходе которых собирают экспериментальные материалы для своих курсовых и дипломных работ. Студенты всегда готовы откликнуться на любые просьбы заповедника. В дальнейшем можно было бы рассмотреть возможность их привлечения и к такому направлению работы, как природоохранное просвещение. Тем более, что на базе заповедника специализируются студенты не только вузов г. Воронежа, но г. Москвы. Студенты экологического факультета Международного независимого эколого-политологического университета вот уже несколько лет подряд приезжают на практику в Воронежский заповедник и затем с большой теплотой вспоминают об удивительной красоте Усманского бора и о замечательных людях, работающих здесь.

Автор выражает глубокую благодарность за предоставленные материалы и детальные беседы сотрудникам ВГБЗ : вед.науч.сотр., д.б.н. Ю.П. Лихацкому и заведующей «Учебным экологическим центром» Н.И. Николаевой.

Список литературы.

1. Воронежский государственный заповедник. Путеводитель. (Коллектив авторов: Гоббе Л.А., Жарков И.В, Криницкий В.В., Лавров Л.С., Поярков В.С., Скрябин М.П.) Воронеж.: Воронежское книжное издательство, 1955. 46 с.
2. Дёжкин В.В., Борейко В.Е., Данилина Н.Р., Лихацкий Ю.П. Заповедная природа: для нас и потомков. М.: Изд-во ЛОГАТА, 2000. 176 с.
3. Кудеяров стан № 3, декабрь 2000.
4. Кудеяров стан № 4, январь 2001.
5. Летописи природы ВГБЗ: Динамика явлений и процессов в природном комплексе заповедника. Воронеж, 1980 – 2000 г.г., Т. 33 – 53.
6. Николаева Н.И., Гончарова Ю.А. Исследовательско-познавательный подход в эколого-просветительской работе со школьниками // Эколого-просветительская работа со школьниками в заповедниках и национальных парках: Сборник методических материалов. М.: Флинта: Наука, 1998. С. 25 – 39.




ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Маршруты для ознакомления с природой заповедника (по материалам брошюры «Воронежский государственный заповедник. Путеводитель, 1955»)

Для осмотра территории заповедника разработаны 2 пешеходных маршрута: сокращенный – продолжительностью 3-4 часа и полный – 7 часов.

Длина сокращенного маршрута ? 10 км, полный маршрут – 19 км.

На приведенной схеме маршрутов отмечены 12 точек - основных остановок. Сокращенный маршрут предполагает прохождение только до 6 точки и возвращение на центральную усадьбу заповедника через 12 точку.

Каждая остановка имеет свою особенность. Так, на 1-ой можно наблюдать сосновый лес в возрасте 130 лет; на 2-ой – достаточно молодые осиновые насаждения (40 лет); на 3-ей – дубовые насаждения в 100 летнем возрасте; на 4-ой и 5-ой – изреженный сосняк в возрасте до 70 лет; на 6-ой – бобровые пруды на Черепахинском ключе; на 7-ой – причудливо искривленные сосны, выросшие из семян горной сосны; на 8-ой – искусственно созданное бобровое поселение на Крутовском ключе и первую оленью ловушку; на 9-ой – вторую оленью ловушку с солонцом; на 10-ой – культурные посадки дуба из желудей, собранных в различных районах Воронежской области; на 11-ой – на болотистом берегу р. Усмань реконструированные бобровые угодья из посадок ивы черенками на месте вырубленных ольшаников; на 12-ой – вырубка с относительно богатыми почвами.

На 12 точке маршрут заканчивается.

Канд. биол. наук, доцент кафедры фундаментальной экологии и природопользования экологического факультета Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ) Попова Л.В.


Rambler's Top100


© Перепечатка и использование материалов, размещенных на сайте, допускается только со ссылкой на источник
Последнее изменение страницы: Декабрь 12, 2013