Экологический факультет МНЭПУ

Экологический факультет

Международный Независимый Эколого-Политологический Университет ( МНЭПУ )

СЕГОДНЯ года


|Экологическая библиотекаЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА | Студент-экологИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ | Фотоархив факультета экологииФОТОАРХИВ | КонтактыКОНТАКТЫ |


На главную


Ежегодник 1999


Предисловие

Ежегодник 2008

Ежегодник 2007

Ежегодник 2006

Ежегодник 2005

Ежегодник 2004

Ежегодник 2003

Ежегодник 2002

Ежегодник 2001

Ежегодник 2000

Ежегодник 1998


English version


'Россия в окружающем мире' на диске Электронная версия на диске (CD)



Россия в окружающем мире 1999

"Россия в окружающем мире"


аналитический ежегодник 1999




ОТВЕТ НА УГРОЗУ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА

К. Флавин, С. Дан


Об авторах



РЕФЕРАТ СТАТЬИ

Полная версия статьи (pdf-формат )

В декабре 1997 г. представители более 160 стран подписали в японском городе Киото исторический протокол к Рамочной конвенции по изменению климата. Эмиссия двуокиси углерода (CO2) в результате человеческой деятельности, от сжигания ископаемых видов горючего, достигла в 1996 г. рекордной цифры в 6,2 млрд тонн, что больше, чем в 1950 г. почти в 4 раза. Сейчас объем выбросов углерода значительно превышает возможности океанов и лесов по его естественной переработке, в результате чего концентрация СО2 в атмосфере на 29 % превысила доиндустриальный уровень и является самой высокой за последние 160 000 лет. К счастью, в 90-е годы новые и многообещающие технологии стали постепенно переходить из сферы экспериментов в область практического промышленного применения. Это позволило сделать более эффективным потребление энергоресурсов и экономически выгодным использование солнечного света, ветра и биотехнологических процессов для получения электричества и других видов энергии. К примеру, в 80-х годах стоимость солнечных батарей сократилась на 95 %. Ожидается, что в следующем десятилетии она уменьшится еще на 75 %. Опыт ряда стран подтверждает со всей очевидностью, что рост выбросов парниковых газов может быть остановлен в результате достаточно скромных изменений в политике руководства.

Главным виновником роста выбросов последние два десятилетия является транспортный сектор. В основном это связано с развитием автомобильного парка, который с 1950 г. вырос с 50 млн до 500 млн единиц. Самый большой рост выбросов парниковых газов в последние годы был отмечен в развивающемся мире, где индустриализация только набирает обороты. К 1996 г. они на 44 % превышали уровень 1990 г. и на 71 % – уровень 1986 г. В последнем столетии многие страны разработали комплекс мер, направленных на интенсификацию добычи и использования угля, нефти и природного газа. Прямые дотации на поддержку традиционных источников энергии во всем мире достигает 200 млрд долл. США, что составляет более половины стоимости всей сырой нефти, добываемой ежегодно.

Как правило, чем больше в стране автомобилей, и соответственно проблем, тем меньше усилий предпринимается для переориентации автодорожных субсидий на железнодорожный и общественный автотранспорт. Таким странам придется пройти очень длинный путь для освобождения от нефтяной зависимости, смога и “пробок” на дорогах. В Германии, Великобритании и США, к примеру, преобладает тенденция строительства автодорог. Так в США на каждый доллар, перечисленный из федеральных фондов на общественный транспорт, приходится 7 долл. США, выделяемых частному автомобильному сектору. США – “король автострад” – тратят ежегодно 121 млрд долл. на поддержку своих дорог. Общие автодорожные субсидии в Японии оцениваются в 66 млрд долл. США. В Европе они намного ниже, в среднем составляя от 13 млрд долл. США в год в Германии до примерно 5 млрд долл. США во Франции, а в некоторых случаях вообще отсутствуют.

По мнению Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, если поставить существующие налоги на энергоносители в зависимость от количества углерода в используемом топливе, это сократит выбросы на 12 %. Пять промышленных стран уже установили налоги на углерод и энергоносители, которые приводят к положительным результатам, хотя и ослаблены всевозможными исключениями из правил. Львиная доля энергетических налогов падает на бензин. Налоги в размере до 60 центов за литр (2,5 долл. США за галлон), т.е. более 1000 долл. США за тонну углерода, введены во многих европейских странах. Некоторые из них, в частности Германия, Италия и Нидерланды, недавно увеличили налоги на горючее. В других странах успехи менее заметны: ежегодный налог на горючее в Великобритании был отменен в августе 1997 г. новым правительством этой страны. США, где цены на бензин одни из самых низких в мире (в среднем 36 центов за галлон), так и не смогли увеличить налог на горючее.

В 90-е годы отмечен незначительный прогресс в ужесточении стандартов, повышающих экономичность автомобилей. Автомобильный стандарт, установленный в 1978 г. и постепенно увеличенный к 1985 г. до 8,6 л бензина на 100 км пробега, почти удвоил экономию горючего новыми американскими автомобилями в период с 1974 по 1988 гг. Однако с тех пор он практически не изменился. Европейская комиссия поставила глобальную задачу – добиться к 2005 г., чтобы на 100 км пробега расходовалось только 5 л бензина. Для достижения поставленной цели необходимо повышать эффективность двигателей на 2–3 % в год. Не вполне ясно как это будет достигнуто.

Строения и бытовые приборы, ответственность за 29% выбросов углерода, связанных с использованием энергии. К 2050 г выбросы могут утроиться. Однако по прогнозам МКИК, при использовании стандартов, предусматривающих повышение экономичности строений и оборудования, уровень выбросов к 2050 г. превысил бы текущий не более чем в 2 раза. Примечательно, что новые нормы приняли незначительное число развитых стран. С 1978 г. в США установлены технические параметры для более 20 видов приборов. Это уже привело к заметным успехам, в том числе к троекратному увеличению экономичности холодильников. Предполагается, что в период с 1990 по 2015 гг. эти нововведения должны принести экономию энергоресурсов в размере 56 млрд долл. США.

Промышленный сектор, отвечающий за 45 % выбрасываемого углерода, включает в себя тысячи отдельных процессов и требует более гибкого подхода, чем предусматривают существующие стандарты. МКИК предполагает, что промышленные выбросы могут быть снижены в развитых странах на 25 % по сравнению с уровнем 1990 г. только за счет использования в процессе производства энергосберегающих технологий. Самые значительные соглашения подписаны в Голландии. У правительства этой страны сложились богатые традиции в заключении добровольных соглашений с предпринимателями. Начиная с 1989 г., оно подписало 28 индивидуальных “долговременных соглашений”, охватывающих 90 % промышленных предприятий страны, потребляющих энергоресурсы. Эти документы предусматривают 20 % увеличение экономичности в период с 1989 по 2000 гг. Аналогичные соглашения, заключенные в Японии, охватывают примерно 60 % промышленного сектора и предусматривают 10 % повышение его экономичности к 2000 г. Менее радужными выглядят добровольные программы, принятые в США. Они включают в себя лишь общие положения, не предусматривают обязательное предоставление отчетов и не дают правительственным структурам право на санкции. Программа, заключенная с промышленными предприятиями, охватывает всего 7 % потребителей энергоресурсов.

Уже в следующем веке можно было бы удовлетворить большую часть мировой потребности в энергоресурсах за счет солнечного света, силы ветра и других возобновляемых источников энергии. Два фактора особенно важны для ускоренного продвижения на энергетический рынок возобновляемых и комбинированных источников энергии. Налоговые льготы – субсидии на установку нового энергетического оборудования и выработку энергии – важнейший рычаг внедрения новых технологий, который можно отменить после того, как производство встанет на ноги. Доступ на энергетический рынок по фиксированным или специальным ценам – второй механизм, который уже помог новым технологиям устоять в некоторых странах. Высокоэффективное сочетание рыночных гарантий и налоговых льгот демонстрирует программа по установке солнечных батарей на крышах домов. Она была принята японским правительством в 1993 г. и предусматривала к 2000 г. монтаж 70 тысяч солнечных энергетических систем на крышах и фасадах зданий. Расходы по монтажу систем компенсировались покупателям на 50 %. Владельцам коммерческих строений возмещались 2/3 расходов. Программа финансовой поддержки производства этилового спирта из сахарного тростника, принятая 20 лет назад в Бразилии, позволила заменить этим горючим половину бензина, потребляемого автомобилями страны. Это не только привело к снижению выбросов углерода на 20 %, но и оказало существенную поддержку производителям сахарного тростника. В Индии принятие ряда новых инициатив, поддержанных значительными налоговыми скидками и фиксированными закупочными ценами, привело к бурному росту ветроэнергетики страны. Суммарная мощность ветроэнергетических установок подскочила с 39 МВт в 1992 г. до 820 МВт в 1996 г. В результате Индия заняла четвертое место в мире среди потребителей электроэнергии, произведенной на ветроэнергетических установках.

Следующим этапом длительной борьбы за стабилизацию климата станет проверка способности правительств разных стран ответить на вызов, брошенный в Киото. Они должны тщательно изучить все удачи и промахи последних пяти лет.


Rambler's Top100


© Перепечатка и использование материалов, размещенных на сайте, допускается только со ссылкой на источник
Последнее изменение страницы: Декабрь 12, 2013