ГЛАВА XIII. СУМЕРКИ РОССИИ: РАССВЕТ ИЛИ ЗАКАТ.
РОССИЯ НА ПЕРЕПУТЬЕ
И чёрная земная кровь
Сулит нам раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи...
(Александр Блок. Возмездие)
ВЕК ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Вряд ли когда со времён "смутного времени" русский народ
оказывался в таком катастрофическом состоянии, как сейчас, -
нация раздавлена. Предстоит начинать почти с нуля, собирая
тех, кто действительно способен верить в будущее и работать во
имя его.
Однако то, что сейчас происходит в России, отнюдь не яв-
ляется чисто русским и даже чисто социалистическим явлением.
Это лишь одно, - возможно гипертрофированное, - из проявлений
общего кризиса цивилизации. В том числе (а может быть, и в
первую очередь) западной, т.е. европейско-американской. Прин-
цип laissez faire, провозглашённый французской революцией, се-
бя исчерпал. Может быть, даже уже и не сегодня. И не только
он, но и многие другие постулаты нашей жизни уже давно превра-
тились в тормоз развития цивилизации. Западный мир отдаляется
от Природы, в нём происходит деградация человека, потеря ду-
ховности, поддерживающей человека в самых тяжёлых его испыта-
ниях, общество лишается идеи прогресса (если не считать прог-
рессом возможность менять марки автомобиля!). Налицо кризис
рационализма. До сознания людей начинает доходить, что ра-
венство и свобода в их классическом понимании - несовместимы.
Я думаю, что именно в этом и состоит главный источник
трудностей, переживаемых цивилизацией и нашей страной в их на-
иболее острой форме. Мы по-прежнему, как и в начале XIX века
пытаемся от отождествить понятие свободы и частного интереса,
по-прежнему представление о свободе в умах людей отождествля-
ется со свободой потребления.
Мы стоим на пороге нового века - точнее, нового тысячеле-
тия, в котором должна быть выработана, точнее - должна возник-
нуть в результате творчества миллиардов людей, населяющих пла-
нету новая "парадигма существования" человечества. Нам необхо-
димо её разгадать, иначе поэтическое пророчество Блока, уже
однажды воплотившееся в реальность, сделается реальностью и в
будущем.
Порядок, сформировавшийся в послевоенные годы, "порядок
ХХ века" разрушается на всей планете, а не только в бывшем Со-
ветском Союзе. И наше русское представление о будущем, и преж-
де всего, о будущем России, не может быть сколь-нибудь пра-
вильным, если национальный внутренний кризис мы станем
рассматривать лишь как собственный, вне тех общих процессов
глобального развития, которые наглядно свидетельствуют об об-
щепланетарном неблагополучии.
О нём много думают, говорят и пишут. Тут и проблемы взаи-
моотношения природы и общества, уже давно переступившие грани-
цы гармонии и заставляющие утверждать приближение экологи-
ческого кризиса, и несоответствие организационных структур
современного общества нарастающему могуществу техногенной ци-
вилизации, и многое, многое другое. Я думаю, что одна из при-
чин цивилизационного кризиса современности - консервативность
нашего представления о реальности, в которой мы живём. Мы не
замечаем, что происходит смена ценностей, и пытаемся жить в
тех же стандартах, которые утвердились в европейском сознании
ещё в XIX веке. Нам кажется, что идеалы неизменны. Мы хотим в
это верить. Но это не так. Понятия свободы, демократии, ра-
венства и даже многие из человеческих ценностей постепенно из-
меняются и уточняются и в нынешней интерпретации, т.е. в ин-
терпретации, данной нам XIX веком, вряд ли отвечают современ-
ной необходимости. Мы пытаемся опереться на идеалы прошлого,
говорить с помощью языка, который становится нам чужим и
неспособны даже осознать это обстоятельство. Нам всем и во
всём необходимы новые смыслы. И понятие свободы сегодня есть
прежде всего СВОБОДА ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ЗЛА, а не свобода произво-
ла!
Уходящий век был удивительным по своему величию, и по
трагизму происшедшего и происходящего. И уже много сказано и о
фантастическом взлёте человеческой мысли и энергии, приведшим
на относительно небольшом отрезке времени к техническим свер-
шениям, которые ещё в начале жизни нынешнего поколения могли
бы показаться сказочными. Не меньше говорилось и писалось о
всплесках ярости и несчастьях, которые человечеству пришлось
пережить не только в двух самых страшных войнах, но и во мно-
жестве локальных столкновений, которые происходили и происхо-
дят в разных частях земного шара, в том числе и благополучной
Европе. ХХ век стал веком Предупреждения - человечество должно
увидеть контуры будущего и на основании этого нового знания
принять превентивные меры против возможных катастроф, а не
просто склониться перед неизбежностью.
И России в какой уж раз приходится искать ответы на воп-
росы, которые возникают перед всей цивилизацией.
БИОСОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Меняются смыслы идеалов и понятий, но есть и неизменные
факторы. Человек рождён Природой и несёт в себе те вечные ро-
довые метки прошлого, которые возникли в процессе его эволю-
ции, которые меняются лишь вместе с изменением его природного
естества. Эти факторы называются законами социума, или соци-
альными законами. Может быть, даже лучше их назвать биосоци-
альными законами, ибо они связаны с сохранением гомеостаза ин-
дивида и социума времён нижнего палеолита. Их корни уходят в
эпоху "первобытного стада", в те бесконечно далёкие времена,
когда наш предок только ещё превращался в человека. Они рожда-
лись условиями жизни в течение тех сотен тысяч лет, когда он
ещё жил жизнью животных. Цивилизация, культура, система госу-
дарственных законов, мораль, нравственность - всё это заслоны
против их проявлений теперь, когда мы стали жить совершенно
иначе, когда нет саблезубых тигров и каждодневной опасности
быть съеденным. Когда вместо тех "палеолитических" опасностей,
требовавших агрессивной энергии, возникло ядерное оружие и
другие способы стереть человечество с лица Земли, и только
рассудок и общее согласие могут оказаться способными сохранить
цивилизацию. Вот почему сегодня противоречия между биосоциаль-
ными законами и действительностью достигли особой остроты. И
дальше она может только нарастать!
Чем более полон анализ любого явления, тем более отчётли-
вую картину мы видим, чем разнообразнее используемые интерпре-
тации, тем в большем числе ракурсов мы его рассматриваем. Не
существует абсолютного знания, как и единственно-верной ин-
терпретации. Вот и история прошедшего века, а значит и
представления об ожидаемых тенденциях её дальнейшего развития
могут быть изложены, например, как результат рассмотрений со-
бытий в ракурсе анализа противоречий между биосоциальными за-
конами и попытками цивилизации удержать их действие в опреде-
лённых рамках. Нельзя отбрасывать Маркса, как и Канта и других
мыслителей прошлого, как и их интерпретации, понимая одновре-
менно и недостаточность ими сказанного.
Главенствующим (монопольным) положением в природе человек
обязан не только развитию мозга, интеллекта, но и чрезвычайно-
му разнообразию своих стремлений, желаний и способностей. Это
важнейший биосоциальный фактор. Он имеет множество важнейших
следствий. На одном из крайних полюсов этого спектра стремле-
ний и желаний - неуёмная энергия индивидуальности, не признаю-
щая никаких ограничений, а на другом - покорность стаду, рож-
дающая идеал термитника, где каждый индивид лишь винтик, где
даже пищеварение общее, но зато гарантированное. И такое раз-
нообразие рождает не только удивительную способность к адапт-
аци, к выживаемости в экстремальных условиях, но и внутренние
противоречия социума. Они интенсифицируют его развитие, но они
же способны его исковеркать и разрушить.
"Порядок" ХХ века" обычно трактуется в духе идеологи-
ческого противостояния коммунизма и капитализма. Такая интерп-
ретация вполне уместна и её раскрытие несёт важнейшую информа-
цию. Но, вероятно, идеологическое противостояние (ели оно есть
на самом деле) - лишь отражение глубинных противоречий соци-
альных сущностей человека, извечно присущих обществу и с осо-
бой остротой обнажившихся в нынешнее время.
Во все времена, во все эпохи противоречия, рождённые нео-
динаковостью людей, разнообразием их стремлений, были важней-
шим движетелем исторического процесса. Ибо они рождали разные
представления о ценностях. Человечество не могло бы разви-
ваться без свойственного ему проявления неуёмной энергии, тол-
кающего человека к непрерывному поиску, порой подверженному
смертельному риску, влекущего его к новым свершениям, к приоб-
ретению всё новых благ, к подчинению себе других людей....Важ-
но и то, что такое стремление порождает очень своеобразное
представление о свободе, о свободе для безграничной инициативы
и проявления своего собственного Я, которое возникло задолго
до эры буржуазных революций. Такая особенность человека наибо-
лее ярко проявляется в особенностях современной западной куль-
туры.
Но не менее глубоко заложено в человеке и другое стремле-
ние. Человеку также свойственно ограничиваться малым, тем бо-
лее, если это малое ему гарантировано, если его достижение ле-
жит в рамках традиций и не требует от него сверхусилий и риска
и, если окружающие его живут по тому же правилу.ПОследнее осо-
бенно важно. И для миллионов людей во все времена подобная по-
зиция была привлекательна. Она тоже рождает представление о
свободе. Но свободе совершенно иного типа. И о равенстве, но
не равенстве денег, как в буржуазном обществе, преследующим
принцип laissez faire, а равенстве убогих условий существова-
ния. И привлекательность такой позиции для значительной части
людей во все времена была питательной почвой различных идей
коммунистического толка и большинства религиозных доктрин.
Происходящее ныне в мире уместно трактовать в свете из-
вечного противостояний этих тенденций. "Коммунизм", повторяю,
увы, никуда не ушёл, ибо он никогда не появлялся, а всегда в
той или иной форме присутствовал в спектре человеческих стрем-
лений. В условии одних цивилизационных норм "коммунистические"
или, лучше сказать, "социалистические" тенденции были сильнее,
а в других, как, например, в протестанских странах, - слабее.
Но они присутствовали всюду и всегда! Не учитывая этой особен-
ности общественного развития, нельзя правильно оценить про-
исходящее. А тем более принимать ответственные решения, меняю-
щие судьбы многих людей.
На каждом этапе развития общества возникали и устанавли-
вались свои "правила игры", свои формы компромисса между "ком-
мунизмом" и "соборностью" - я не знаю, как более точно охарак-
теризовать эти стремления людей, - и фонтанирующей энергией
индивидуализма личности. Одни лучше, другие хуже соответство-
вали традициям и особенностям нации, её культурным и менталь-
ным особенностям, вызывая или гася социальные напряжённости,
содействуя или тормозя развитие страны и благополучие общества.
А что складывается у нас сегодня? В какой степени мы мо-
жем содействовать установлению той формы компромисса, того со-
четания (той меры) индивидуализма и соборности, которая в наи-
большей степени соответствует нашим российским традициям, на-
шим потребностям и нашим возможностям?
Я глубоко убеждён, что на современном этапе развития
исторического процесса, при современной организации планетар-
ного сообщества, основным направлением развития будет его дви-
жение по пути утверждения социально ориентированной либераль-
ной экономики. Я об этом неоднократно писал и обосновывал по-
добное утверждение особенностями современного этапа науч-
но-технического прогресса, развития производительных сил и
действием "Вселенского Рынка", отбраковывающим в ХХ веке любые
формы организации общества, развитие которых игнорирует воз-
можность либерализации и социальной ориентации экономики.
Но такое утверждение может разве что объяснить разрушение
системы, сложившейся в Восточной Европе и Советском Союзе. но
вряд ли. достаточно для интерпретации происходящего в настоя-
щее время, а тем более, для предсказания возможных тенденций
развития. Во всех бывших "социалистических" странах объявлен
курс на либерализацию и утверждение системы свободного предп-
ринимательства. Однако проводимые сверху реформы пока ещё не
дали ощутимого результата нигде - не только в России, но и в
странах, раньше нас начавших процесс либерализации, в которых,
к тому же, "этика протестантизма", если следовать терминологии
Макса Вебера, имеет определённые традиции. И в Польше, и в
Венгрии и в других странах происходит спад промышленного про-
изводства, падает жизненный уровень, растёт безработица и со-
циальная напряжённость.
Это связано, конечно, и со многими объективными причинами
- с разрушением установившихся межстрановых отношений, с
отсутствием подготовленного персонала для управления экономи-
кой в рыночных условиях, с отсутствием необходимой финансовой
инфраструктуры, с разрушением традиционной производственной
кооперации и со многими другими причинами. Но немаловажным
обстоятельством является и то, что в течении жизни двух-трёх
поколений у людей выработалась привычка и склонность жить в
условиях гарантированной стабильности, гарантированного меди-
цинского обслуживания и т.д. Такая ситуация оказалась привле-
кательной для многих лиц наёмного труда, тем более, что они
ещё и составляли "привелигерованное сословие".
Тем не менее, во всех бывших социалистических странах ли-
берализация уже началась и обратного хода нет и не может быть.
Такое утверждение, однако, несёт ещё очень немного информации
Всех волнует - сколько времени будет длиться переходной про-
цесс перехода к либеральной экономике и какой сложится в конце
концов эта самая "либеральная экономика"? На все подобные воп-
росы у нас пока ответа нет!
Одно ясно - она не будет копией западных образцов, и ска-
зать сейчас, какой она сложится в Венгрии, на Украине, а тем
более в России ещё очень трудно - почти невозможно! Неудачи
преследовали перестройку во всех соцстранах - неудачи в том
смысле, что желаемый образец западного благополучия не дости-
гался за обозримое число лет. Теперь уже можно думать, что он
и не получится в рафинированном западногерманском или амери-
канском виде. Очень важно понять почему даже в таких "квазиза-
падных странах" - странах, которым уж очень хочется быть "за-
падными", как Польша или Венгрия, не работают в полную силу
традиционные ценности Запада.
Я убеждён - повторю это ещё раз: "социалистические цен-
ности", о которых говорилось выше, а особенно гарантированная
работа без большого напряжения, стали весьма привлекательными
для очень широких слоёв населения. Ои уже вошли в сознание лю-
дей и будут рождать разнообразную оппозицию начавшимся про-
цессам интенсификации рыночных механизмов Да, мы идём к либе-
ральной экономике. Она будет похожей на известные образцы но
только похожей, а на самом деле окажется иной, как она оказа-
лась иной не только в Японии, но и в других быстро прогресси-
рующих странах Тихоокеанского региона, сумевших даже избежать
этапа первоначального накопления в его европейском обличье.
Понять какие могут возникнуть формы либеральной экономики на
месте социалистического хозяйства России, очень непросто - для
этого, во всяком случае, необходимы тщательные социологические
исследования, как база для последующего прогностического ана-
лиза вариантов возможного развития.
К сожалению, сегодня у нас не существует удовлетворитель-
ного научного фундамента, объединяющего социологические и эко-
номические исследования, и нам не на что опереться. Вот почему
следует с большой осторожностью делать какие-либо категори-
ческие утверждения.
ЛИБЕРАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
Россия не раз помогала Европе избегать опасностей и найти
себя. Так случилось во времена монгольского нашествия, когда
растоптанная Россия не дала прорваться на Запад ордам Чинг-
исхана. Нечто подобное произошло и во времена Наполеона и Гит-
лера. А 1917 год был грозным предупреждением всем народам ми-
ра, а не только Европы. И в этом контексте он сыграл положи-
тельную роль для цивилизации в целом.
У Октябрьской революции нет и не может быть однозначной
интерпретации. Марксисты видят в ней кульминацию классовой
борьбы, когда победившие пролетарии устанавливают на огромной
территории новый порядок жизни. В результате возникает непри-
миримое идеологическое противостояние народов, сделавших свой
"социалистический выбор", и государств, развивающихся по капи-
талистическому пути. Возникает антогонизм, не допускающий
компромиссов. Отсюда неизбежность утверждения приоритета внеш-
ней опасности, необходимость жёсткой централизованной власти,
единства мировозрения и т.д. Они отодвигают все остальные ин-
тересы на второй план. Идеологическое противостояние и нагне-
тание внешней опасности было необходимо государству "рабочих и
крестьян" как своеобразное оправдание тоталитаризма и того пу-
ти к рабству, о котором так блестяще писал Хайек.
Но закономерна и другая интерпретация истории нынешнего
века.
Начальная эра капитализма - условимся называть её эрой
Клондайка или дикого рынка - апофеоз свободы ничем неограни-
ченной инициативы, того самого принципа laissez faire, который
был превозглашён французской революцией и за утверждение кото-
рого были пролиты моря крови. Бесчисленные мерзости начальной
фазы капитализма описаны Диккенсом, Бальзаком и другими вели-
кими писателями прошлого. Её системный анализ был проведён
Марксом и его последователями. Эпоха дикого рынка это крайнее,
гипертрофированное проявление ничем не ограниченной энергии и
самодеятельности личности - если угодно, предельное проявление
антисоциальной сущности биосоциальных законов. И люди видели
уродливость порядка эры Клондайка и искали альтернативы.
Марксизм смог предложить лишь одну из них.
Но были и другие провидцы. Одним из них стал, может быть,
лучший из учеников Маркса. Эдуард Бернштейн, которого поносил
не только Ленин, но даже и "ренегат" Карл Каутский. Видя вю
нерациональность "порядка XIX века", Бернштейн не предлагал
его уничтожить насильственным, революционным путём. Он был
уверен в его неизбежной трансформации, а постепенном возраста-
нии в нём самом социалистических начал. Теперь бы я сказал
несколько по-иному: в обществе свободного предпринимательства
самой жизнью должны были постепенно вноситься элементы соци-
альной ориентированности. И в его экономику и в его обществен-
ные отношения. И не только это. Рузвельт однажды сказал, что
ещё никто толком не знает, что представляет собой общество
свободного предпринимательства. О таких вопросах думали не
только Рузвельт и Бернштейн. О том же самом размышлял и Кейнс
и другие интеллектуалы, понимая, что в процессе общественного
развития должны быть внесены "элементы очеловечевания" и нап-
равляюшие начала коллективного Разума. Эта необходимость дик-
туется развитием производительных сил, непрерывным усложнением
техники, технологий, требующих всё более и более квалифициро-
ванного персонала. В этом направлении идёт развитие общества,
оно диктуется множеством причин, а не только перечисленными. И
роль гражданского общества, его важнейшего института - госу-
дарства должна расти по мере роста могущества цивилизации. А
вместе с ней должна утверждаться и свобода, но не в духе про-
тестанского капитализма, а в соответствии с формулой Фома Ак-
винского - как свобода в освобождении от зла.
Вот с такой позиции русская революция смотрится совершен-
но иначе. Вместо поисков компромисса между двумя началами, что
и можно считать естественным путём развития, был декларирован,
а затем и насильственно реализован в нашей стране крайний ва-
риант порядка, диаметрально противоположный порядку эры Клон-
дайка. Я бы сказал - "порядок термитника". Он и мог возникнуть
только как антитеза мерзостям эпохи дикого рынка. Но на приме-
ре России Природа как бы продемонстрировала бесперспективность
и этого крайнего варианта разрешения извечного противоре-
чия.Мир ужаснулся происходящему в нашей стране, и никто не
рискнул повторить в чистом виде наш опыт. Разве что Китай. Но
мировое сообщество не отказалось, как теперь мы видим, и от
нашего положительного опыта - от понимания того, что без госу-
дарственного вмешательства, особенно в трудные периоды исто-
рии, экономика страны обойтись не может. Россия в какой уж раз
оказалась испытательным полигоном и ещё раз уберегла Европу от
возможных ошибок (а может и крови), дав бесценный опыт цивили-
зации. Вряд ли современные формы либеральной экономики смогли
бы утвердиться в Европе без опыта СССР.
А теперь у нас снова революция, и Россия снова выступает
в своём извечном качестве "экспериментальной установки". Я -
непримеримый опортунист и глубоко убеждён, что никогда никакая
революция не приносила и не могла принести людям счастье и лю-
бое реформаторство должно производиться крайне осмотрительно и
учитывать возможность срыва в революционную катастрофу, неиз-
бежно отбрасывающее общество назад. В 1986 году ещё могли быть
пути для реформ сверху, для постепенной либерализации экономи-
ки и деидеологизации страны. Ешё какие-то шансы были в период
новоогарёвского процесса, когда мне (и не только мне) каза-
лось, что появился свет в конце тунеля.. Но все эти возмож-
ности рухнули после опереточного путча, организованного груп-
пой политических импотентов, и последующим распадом Великого
Государства. Престройка окончилась и началась революция с её
принципиально непредсказуемым исходом. Начался самый страшный
период в истории России - делёж народного имущества, когда все
вопросы нравственности, благополучия Родины, патриотизма отхо-
дят на второй план и звериный оскал биосоциальных законов на-
чинает диктовать свои правила и условия жизни. Это и означает,
что мы ступили в эпоху смутного времени.
Однако в эти "минуты роковые", когда происходит смена
жизненной парадигмы, или по-научному, в условиях бифуркации
даже ничтожные обстоятельства могут круто изменить весь ход
истории. ТРоцкий справедливо писал, что, не окажись он и Ленин
в Питере летом 17-го и не было бы у нас и октября. Война окон-
чилась бы в январе 18-го, и вся история покатилась бы по дру-
гим рельсам. Черчиль сказал об этом немного иначе:"Русский
дредноут затонул при входе в гавань". Вот в такие времена осо-
бенно велика ответственность интеллигенции.
В нынешнее время интеллигенция, точнее слой людей, зани-
мающихся интеллектуальной деятельностью, имеет всё возрастаю-
щее значение в жизни общества. И если бы у этого слоя людей
возникло некое общее понимание ситуации, сформировалось бы об-
щее представление о желаемом будущем, о системе приоритетов,
это могло бы оказать самое серьёзное влияние на судьбу страны
и помогло бы сформировать ту систему взглядов, которую иногда
называют национальными целями. Для народа трагично, когда иде-
ология пронизывает все формы общественной жизни. Однако и без
представления о национальных целях, без определённого видения
перспектив любому народу выжить очень трудно, а сохранить
культуру - невозможно... Общество, народ становятся беззащит-
ными. Это мировозрение, - нельзя не согласиться с Руссо, - не
может быть навязано, оно вызревает в народе. Но ускорить его
созревание, уберечь от диких крайностей можно и необходимо. А
за это в ответе интеллект нации!
Для выполнения такой роли необходимо не только просвети-
тельство, но и собственный пример. Когда же люди, претендующие
на то, чтобы иметь право называться интеллигенцией, совестью
народа, добившись определённого уровня власти, рвутся к куску
общественного пирога и неспособны внятно объяснить, во имя че-
го происходит полная реорганизация всего общества, когда они
хотят достичь лишь собственного благополучия, такая ситуация
поистине трагична! Тем более, в условиях, когда основная масса
людей интеллектуального труда делает в это время судорожные
усилия, чтобы уберечься от элементарного голода, чтобы уцелеть
в этом хаосе безвластия и прогрессирующей нищеты.
И тем не менее, именно интеллигенция только и может сфор-
мировать представление о "желаемом будущем".
Но надо, чтобы такое представление не оказалось утопией,
а отражало реальность, ибо утопические иллюзии опаснее любого
безыдейного хаоса. Утопия в любой её форме, как только превра-
щается в догму порождает тот или иной вариант тоталитаризма -
утопическое мышление отвергает либерализм в принципе - ибо не
допускает альтернатив. Для того, чтобы снова не впасть в уто-
пию, необходимо видение возможных сценариев развития и тех
усилий, которые могут быть предприняты. И, прежде всего теми,
кто стоит в стороне от общего дележа (или разграбления, что
более точно!). А их все-таки огромное большинство. И только их
давление на людей, которые участвуют в дележе общего пирога,
может оказать какое-то влияние на судьбы страны и её народов.
СЦЕНАРИЙ ВОЗМОЖНОГО РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙ
Происходящее ныне в России не вписывается ни в какую тео-
рию - ни Кейнса, ни Фридмана, ни Маркса...И никакая из них
неспособна дать рецепта выхода из кризиса. Ибо все эти теории
- экономические. Страна же находится в ситуации быстрого пере-
хода из одного социально-экономического и политического состо-
яния в другое. Такие состояния всегда уникальны. Перестраива-
ется вся система, а не только экономика. И выделить, в услови-
ях такого быстрого перехода, чисто экономические факторы нель-
зя принципиально, а предсказать возможный ход событий, особен-
но его детали невероятно трудно. В нашей стране происходит
формирование новых собственников. Теперь уже настоящих
собственников и настоящих частных капиталов. Происходит разме-
жевание различных социальных групп и классов. И идёт преслову-
тый процесс первоначального накопления. И происходит всё это
"одномоментно" на всех этажах социальной иерархии. И одновре-
менно же происходит ПЕРЕСТРОЙКА, которая, увы, не закончалась.
Ничего подобного в Западной Европе, а тем более в Америке не
было, и ориентироваться на них смертельно опасно. надо думать
самим!
Хотя подобные процессы перераспределения общественных
благ, общественной собственности всегда связаны с насилием и,
как правило, безнравственны по своему содержанию, но то, что
происходит сейчас в нашей стране, отличается от всего, что
знала история. Прежде всего масштабами, стремительностью гра-
бежа и образованием миллиардных состояний, возникающих на
пустом месте. А при дележе фантастического богатства огромной
страны, возможность "урвать" имеют, прежде всего властные
структуры. Отсюда и такая острая борьба за власть, когда ещё
нет классов, но зато уже образовались клики. А чисто экономи-
ческие соображения являются не более, чем фоном. Они начнут
играть роль позднее, когда произойдёт раздел мафиозных и комп-
радорских структур. Поэтому сегодня сказать что-либо о том,
какое общество может возникнуть в результате происходящего
вселенского передела, крайне трудно. Тем более, что не участ-
вующий в нём народ ещё не сказал своего слова.
Но он его пока может и не сказать. Народ бесконечно устал
от демагогии и беспросветности, а интеллигенция и вообще дума-
ющие люди всё более и более отстраняются от политики. Рейтинг
политиков стремительно падает - никто никому не верит! В по-
добных условиях огромна роль случайности. И, что особенно
опасно, даже порой легковесного популистского лозунга. Вспом-
ним события недавнего прошлого - весь Союз проголосовал за его
сохранение, а несколько человек всё решили по-своему!
Мне представляется, что в ближайшие годы возможны (скорее
- вероятны) два варианта развития событий. Условно я их назову
вариантом слабой власти и вариантом сильной власти. Такие тер-
мины, разумеется, весьма условны. Но всем понятно, например,
что нынешняя власть слабая, законов мало, да и те не уважа-
ются, управы ни на кого не найти невозможно и т.д.
При современной дешевизне наших природных ресурсов (свя-
занной с фантастически несправедливым курсом рубля, в част-
ности) продавать что-либо у нас в стране элементарно невыгод-
но. Все те, у кого есть деньги, стремятся не вкладывать их в
производство, а покупать всё, что можно купить - нефть, уголь,
металлы, - и продавать их за границей. Полученную валюту либо
помещать в западные банки, либо продавать у нас на рубли по
существующему грабительскому курсу. А затем снова покупать за
бесценок всё, что только подвернётся под руку, и повторять
операцию, имея на каждом обороте сотни процентов прибыли. А
при таких прибылях люди готовы идти на любые подлости - это
заметил, кажется, ещё Маркс. А мы наблюдаем всё это каждоднев-
но.
В стране началась цепная реакция перекачки наших цен-
ностей за рубеж, остановить которую, крайне трудно, если вооб-
ще возможно без каких-либо крайних мер. Тем более, что эта
"перекачка" наложилась на процесс приватизации, который носит
характер неприкрытого грабежа и стремительного роста компрад-
орской буржуазии.
В этих условиях сценарий "слабой власти" просматривается
достаточно отчётливо. Это хорошо известный "аргентинский вари-
ант",когда богатая страна погружается в пучину нищеты эксплуа-
тацией её людей, земли, недр и вывозом всех богатств за грани-
цу. Внутренний рынок станет непрерывно сужаться, а компра-
дорская буржуазия в этих условиях будет невероятно богатеть на
выкачивании из страны её природных богатств. Капиталы станут
оседать а "благополучных" странах, где у российских нуворишей
появятся виллы и яхты (они уже, кажется, начали появляться),
их дети станут студентами самых престижных университетов, а
страна, её народ и его культура будут непрерывно деградиро-
вать. Корумпированное чиновничество и компрадорская буржуазия
во всё большей степени будут чувствовать свою абсолютную без-
наказанность. И составят тот слой людей, в интересах которого
и будут развиваться процессы в нашей стране.
Особенно опасно происходящее разрушение внутреннего рын-
ка, когда что-либо продавать внутри страны становится всё бо-
лее невыгодным, а покупать не на что. Возникают как бы две
сферы денежного обращения, очень мало пересекающихся между со-
бой. На верхнем ярусе денежного обращения те, кто связан с
продажей на внешнем рынке, и те, кто их так или иначе обслужи-
вает. Они покупают импортное пиво, стоящие тысячи рублей за
банку, обедают в ресторанах, строят загородные особняки, ску-
пают предметы искусства и путешествуют по заграницам. Другая
сфера денежного обращения связана с деградирующим произ-
водством, пустующими рабочими столовами, закрывающимися
детскими садами. И эти обе сферы всё меньше и меньше пересека-
ются друг с другом, как и в те времена, когда власть имущие бы-
ли отделены от всех остальных зелёными заборами. Только теперь
всё это приобретает форму гротеска, причём всё открыто, фиго-
вые листки идеологии исчезли. Различие в уровне жизни стано-
вится чудовищным и никто не стремиться скрывать своё наворо-
ванное богатство - всё на показ: вот какие мы!"
Такой сценарий очень опасен для остального мира, ибо
Россия не Аргентина. И мощь еёядерного арсенала вряд ли замет-
но уменьшится в ближайшие годы. А социальная напряжённость не-
избежно станет расти при таком развороте событий.. Сейчас на-
род пассивен - он просто устал.Но это спокойствие временное,
как перед буре. Виллы на Лазурном берегу у одних и нищета, ка-
кой народ не знал со времён гражданской войны, не могут долгое
время существовать вместе. Их сочетание неизбежно должно будет
взорвать общество. Уже сейчас его стабильность весьма относи-
тельна. Ситуацию будет усугублять отсутствие лидеров - я не
говорю о национальных псевдовождях вроде Гамсахурдии или Дуда-
ева. Людей с высоким общенациональным рейтингом в России сей-
час просто нет! Значит и некому будет удержать общество от
срыва в Мальстрем!
Логичным развитием такого сценария будет дальнейшее
ослабление власти, усиление центробежных тенденций, при кото-
рых нельзя исключить окончательный распад государства и пере-
ход от аргентинского сценария к его югославскому варианту в
бесконечно более страшном исполнении.
Но судьба страны может повернуться и по-другому. Однако
для этого необходимо появление сильного правительства, облада-
ющего доверием народа. В наших условиях такая власть не может
возникнуть одномоментно, в результате, например, военного пе-
реворота, как в Чили. Любое насилие приведёт лишь к крови,
сбросит народ в пучину хаоса и уничтожит Россию как госу-
дарство. Понимают ли это политики? Пока они отмалчиваются.
Власть должна созреть. И если такой процесс вызревания
возникнет, то он будет проходит в условиях нынешнего
российского безвластья. поэтому новая власть постепенно может
утведиться лишь опираясь на не какую-то общественную силу, на
систему взглядов - систему национальных целей, привлекательных
для огромных масс населения. В стране происходит сейчас смена
ценностей, и власть, если она хочет стать настоящей властью,
должна будет иметь настоящую поддержку граждан. А для этого
она должна сама понять характер этих ценностей и само сказать
народу, чем мы жертвуем и ради чего.
Без этого сценарий "социальной власти" невозможен. И в
тоже время только сильная власть, обладающая ясными целями,
способна остановить развитие коррупции и разворовывание нацио-
нального достояния. Только она способна сплотить народ, все-
лить в его душу веру в будущее, а следовательно, и желание ра-
ботать, остановить падение производства и создать внутренний
рынок - основу процветания национальной экономики. И любого
государства.
Но пока не видно ядра, из которого такая власть могла бы
вырасти. Не видно и интеллектуальных групп, способных формиро-
вать национальные цели. Авторитет политических деятелей, кото-
рые сейчас вершат дела, непрерывно падает. И среди ведущих по-
литиков не видно никого, кто был бы способен формировать ка-
кие-либо объединяющие идеи. Когда в 91-ом году начался новоо-
гарёвский процесс и мы стали с надеждой думать о будущем, было
видно как растёт популярность некоторых политиков, которые по-
нимали трагедию возможного распада и искали альтернативы. Нап-
ример, всесоюзный рейтинг Назарбаева, которого многие видели
желанным премьер-министром или даже следующим Президентом бу-
дущего Союза (может быть уже и не советского и заведомо не со-
циалистического) непрерывно возрастал именно потому, что он
высказывал объединяющие идеи. Но тут произошёл этот нелепый
августовский путч и последующая катастрофа распада, восторжен-
но встреченная Бурбулисом и прочими, единственная цель которых
была - не иметь никого над собой, по выражению самого Генадия
Эдуардовича. Путч, превративший эволюционный перестроечный
процесс в революционный хаос с непредсказуемыми результатами,
катастрофическими для самих разрушителей Великого Государства.
Может быть, и сейчас будущих популярных, умных и энергичных
руководителей следует искать среди республиканских или област-
ных политиков?
РИФЫ ЛИБЕРАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Но если утвердиться власть, осознающая национальные цели,
способная их сформулировать, донести до сознания людей и реа-
лизовать меры, необходимые для их достижения, то история стра-
ны имеет шанс перейти на новые рельсы. Однако этой власти
предстоит ещё провести страну над опаснейшими рифами. Проход
над которыми, тем не менее, просматривается.
Первое - это создание эффективно работающего госкапита-
листического сектора. В любой либеральной экономике (амери-
канской, английской - на то она и либеральная) госкапиталисти-
чекий сектор производит значительную долю валового националь-
ного продукта (ВНП). А в нашей стране в обозримом будущем
госсектор - до госкапитализма ему ещё далеко - будет произво-
дить львиную долю продукции. Этого не может не произойти (если
страна вообще будет существовать), каково бы не было прави-
тельство. Мощный госкапиталистический сектор будет существо-
вать независимо от воли правительства. для такого утверждения
Англия даёт хорошие аргументы, и её пример весьма поучителен.
За все годы правления консерваторов под началом весьма умной и
энергичной мадам Тетчер, стремившейся предельно сократить зна-
чение госсобственности в английской экономике, консервативному
правительству удалось лишь на несколько процентов сократить
удельный вес госкапиталистического сектора в структуре анг-
лийского ВНП. А теперь он снова начинает расти! Правда между
Россией и Англией есть существеннейшее различие - никогда ни-
кому в Англии не приходило в голову выходить из Великобритании
и объявлять суверенитет. А вот Россия, в силу своей особен-
ности (лучше - исключительности менталитета её её ведущих по-
литиков), сумела не только подковать блоху, но и объявить су-
веренитет от самой себя.
Укрепление организационных структур госкапиталистической
промышленности - это закономерный процесс поиска рациональной
организации либеральной экономики. Если угодно, того самого
компромисса, о котором говорилось в начале этой главы. На то
экономика и либеральная, что она допускает соревнование самых
разных форм организации производительных сил.
Вот почему путь к либеральной экономике в нашей стране не
может не миновать этапа "развитого госкапитализма". Но госу-
дарственный сектор в нашей стране должен быть кардинальным об-
разом перестроен. Система отраслевых монополий действительно
должна быть до конца разрушена. А сам сектор должен превра-
титься в настоящий госкапиталистический сектор с ориентацией
на на корпоративную форму организации и многоотраслевые конг-
ломераты, способные вести успешную конкурентную борьбу на рын-
ке. Последнее особенно важно, и именно это и есть основная за-
дача конверсии. Ориентация должна быть и на акционирование, но
очень постепенное и только тогда, когда возникает реальная не-
обходимость привлечь деньги населения на расширение или модер-
низацию производства - единственное, ради чего на начальном
этапе приходится выпускать акции. Одним словом - приватизация
по мере необходимости, а не в угоду антибольшевистской идеоло-
гии!
Значит, первейшей задачей сильного правительства окажется
задача развития государственной промышленности и включение её
в структуру рыночных отношений. А не разрушение госсектора и
его растаскивание во имя торжества рыночных принципов, которые
и так будут играть определяющую роль в либеральной экономике.
Второе - это организация сельского хозяйства на основе
рынка. Полный отказ от кооперативного ведения сельского хо-
зяйства, то есть коллективизация наоборот был бы смертелен для
нашей страны, которая не способна себя прокормить без высоко-
товарного земледелия. Сегодня в нашей стране необходимо должен
существовать весь спектр организационных форм: и коллективные
хозяйства, и государственные, и фермерские, и мелкие кресть-
янские хозяйства. В каком соотношении - это покажет время,
точнее рынок и конкуренция. Задача, которую придётся решать
сильному правительству, будет состоять в выработке и реализа-
ции стратегии поддержки такого сельского хозяйства, которое
уже сегодня будет способно накормить страну. Если говорить о
национальных целях, то нет цели приоритетней, чем уберечь на-
цию от перманентного голода, который неизбежно наступит, если
страна откажется от импорта продовольствия. Развитие города и
рынка должно прежде всего решать проблемы села! А такая задача
без целенаправленной деятельности правительства и государства
в целом - неразрешима!
Третье - создание новой государственной, прежде всего ре-
гиональной структуры власти, сочетающие объективные тенденции
консолидации и кооперации регионов для образования целостного
экономического организма, со стремлением к развитию цивилиза-
ционных потребностей наций и местной самостоятельности. Вот
эти проблемы невероятной трудности, решать которые нынешняя
власть пока не собирается. И не способна. Вот почему по всем
этим конструктивным вопросам необходима апелляция к обществен-
ному сознанию, широкие публичные дискуссии и деполитизирован-
ная пресса, проникнутая идеей необходимости формирования наци-
ональных целей. То есть пресса по-настоящему патриотичная.
Наконец, нам предстоит ещё понять, что такое современная
Россия. Это ведь тоже не просто географическое понятие, не
просто вырванная из единого организма часть тела. И для неё
выработать свою национальную политику, как политику к
собственному государству и тому культурному, а не географи-
ческому пространству, которое сегодня естественно именовать
Россией.
ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ И ЧТО ИЗ
ЭТОГО СЛЕДУЕТ
По какому бы сценарию ни разворачивались события, какие
бы ни возникли непредвиденные ситуации, но развитие России не-
избежно будет направлено на утверждение социальноориентирован-
ной либеральной экономики - такова поступь человеческой исто-
рии. Но каковой окажется цена такого перехода, быстро ли прои-
зойдёт такой переход или он растянется на многие десятилетия,
какие из нынешних ценностей нам удастся сохранить - это уже
другой вопрос. Да и в какой форме утвердится на русской земле
она - эта либеральная экономика, каким окажется у нас в России
тот компромисс между полярными устремлениями людей, о которых
я говорил в начале главы, сказать очень трудно. Многое будет
зависеть от того, насколько народ, насколько мозг нации, её
интеллигенция, да и правительство страны, поймут особенности
современной ситуации и какой будет сделан выбор экологической,
экономической и политической ниши в мировом сообществе. Выбор
реалистичный, лишённый иллюзий. Каково будет направление уси-
лий государства и народа, удастся ли их объединить?
Я дуиаю, что любому правительству сейчас очень важно по-
нять особенности современной геополитической ситуации и суметь
целенаправленно ею воспользоваться. Это один из наших шансов,
упустить который мы не имеем права. И если не дай Бог, упуще-
ние случится, история нам его не простит. Не только прави-
тельству, парламенту, но и интеллигенции.
А сейчас на планете действительно разворачивается совер-
шенно новая игра. Ни на что прежнее не похожая. Рождаются но-
вые тенденции, и их ещё мало кто осознал. Хотя они уже начина-
ют "работать".
Прежде всего, вместо двух центров военной силы реально
возникают три центра экономической власти: США и их амери-
канские сателиты, Объединенная Европа (точнее - Европейский
Полуостров) и Тихоокеанский регион. Подчеркну - не Япония, а
весь Тихоокеанский регион, поскольку в современной технологи-
ческой революции кроме Японии участвуют не только "новые тиоо-
кеанские тигры" - Тайвань, Корея, но и стремительно прогресси-
рующий Китай - двенадцать процентов годового роста его ВНП
весомо заявляют об этом. Отношения между этими тремя центрами
экономического могущества будут очень сложными, многоплановыми
и неоднозначными. Будут и противоречия и конфронтации, но бу-
дет и всё возрастающая кооперация - ибо таково веление време-
ни, требование экономики (во всяком случае, в ближайшие деся-
тилетия), глобальной экологии и самой возможности сохранения
цивилизации на планете.
Россия в этом треугольнике занимает совершенно особое
место: она связывает его в единое целое. Через российские
просторы проходят самые короткие и дешёвые пути сообщения и
связи, Но суть дела не только в её географическом и очень вы-
годном сегодня "северном расположении". Её ресурсы - это один
из важнейших источников процветания всего мирового сообщества.
Наконец, Россия продолжает оставаться второй ядерной державой
мира и продолжает обладать могучей аэрокосмической промышлен-
ностью, тоже нужной всему миру. НО всё это может стать источ-
ником процветания России лишь в том случае, если народ России
осознает себя как нацию, осознает свои возможности и сможет
преодолеть то состояние безнадёжности, в которое он ввергнут в
последние годы борьбой политиканов. Если народ снова по-
чувствует к себе уважение, как к народу-созидателю!
Да, для реализации потенциальных возможностей необходимо
честное, энергичное, образованное и умное правительство, кото-
рому народ бы поверил. Но и этого ещё недостаточно. За будущее
в ответе и интеллигенция, которая на протяжении всеё перестро-
ечных лет занимала в целом деструктивную позицию, содействова-
ла не только ликвидации единомыслия (в чём её бесспорная
заслуга), но и развалу промышленности и государственности.
Сейчас подобная позиция гибельна для страны и самой интелли-
генции. Понимает ли она это? Понимает ли она, что сегодня нуж-
ны идеи, нужна "картина мира", видение возможностей в ней са-
мой России и понимания того, что означает сегодня само слово
"Россия"! Не Россия времён Романовых и не Советская Россия, а
страна, несущая бремя, славу и ответственность тысячелетней
государственности.
Мне кажется, что состояние "эйфории свободы" начинает
проходить, а интеллигенция понемногу приходит в себя и снова
готовится к созидательной работе. Всё большее количество людей
начинает осознавать необходимость превращения территории
Российской Федерации в целостный могучий хозяйственный и по-
литический организм - единственную защиту против экономическо-
го, политического и физического геноцида, которому подверга-
ются те страны третьего мира, которые не усвоили подобного
принципа.
Необходимы энергия и мужество для принятия реальности и
формирования нового мировозрения. Необходимо публичное разъ-
яснение смысла происходящего, преодоления синдрома униженного
и оскарблённого своим собственным правительством, своим парла-
ментом, своими соседями. А дальше необходима конструктивная
разработка серии конкретных проектов или программ, способных
цементировать Федерацию и обеспечить её постепенное превраще-
ние в целостный организм. И, конечно, изыскание способов их
реализации, даже если мы сейчас не сможем сформировать прави-
тельство, которое окажется способным это сделать. Теперь су-
ществует уже и частный капитал и возникает средний класс.
Страна не может не стать привлекательной и для внешних ин-
весторов. И наконец самое главное - наступило время прямой
апелляции к обществу.
Один из таких проектов я называю "северный обруч". Этот
проект очень многоплановый. О его фрагментах я уже кое-что
писал. Мои статьи имели определённый резонанс в Америке, Евро-
пе но, к сожалению, не дома. В чём смысл проекта или программы
"северный обруч".
Когда воины ислама перекрыли путь на Восток по Средизем-
ному морю, когда самым безопасным путём из Европы в Византию
стал путь из "варяг в греки", Киевская Русь сделалась первок-
лассным европейским государством. Русские князья с успехом
использовали геополитическое положение древней Руси. Сегодня
происходит нечто подобное. Самый короткий, самый быстрый и са-
мый дешёвый путь, связывающий Тихоокеанский и Атлантический
регионы, лежит через Россию. Переоценить значение этого факта
нельзя. Открытие налаженного пути из Европы в Тихий океан (из
англичан в китайцы!) откроет не только транзит грузов, но и
полуфабрикатов, переработка которых может дать сотни тысяч ра-
бочих мест и валютные миллиарды. Так, например, многие оборон-
ные заводы Петербурга смогут стать терминалами по сборке высо-
котехнологичной продукции Японии, Тайваня, Кореи... А Северный
морской путь не только в два раза короче, но и в 1,6 раза де-
шевле других морских путей. Я уж не говорю о перспективах воз-
душного транспорта. А волоконный кабель надо начать немедленно
прокладывать между Петербургом и Токио. Иначе он пойдёт обход-
ным путём через Ближний Восток и мы потеряем многие миллиарды.
Планета нуждается в кабельной связи двух океанов - никакая
спутниковая связь не способна соперничать с её пропускной
способностью и дешевизной. только волоконная оптика способна
обеспечить требуемые потоки информации.
Столь же масштабными представляются проблемы, связанные с
прямым выходом за рубеж ресурсов Сибири и промышленности Ура-
ла. Я имею в виду создание нового варианта Персидского залива
в незамерзающем устье реки Индига. Этот проект активно обсужд-
ался ещё в 20-е годы. Но тогда ещё не было воркутинской ма-
гистрали, которая проходит от Устьиндиги в 200-300 килломет-
рах. Тогда ещё ничего не было известно о нефтяных и газовых
богатствах Севера и не было промышленности Урала. Был только
печёрский лес. Сегодня этот проект необходимо реанимировать.
Но проект "северный обруч" охватывает не только чисто
экономические проблемы. Северный полярный бассейн является од-
ним из самых экологически уязвимых мест Земного шара, и его
состояние влияет на ситуацию во всём Северном полушарии. А от-
ветственность за него несут США, Канада и Россия, т.е. страны
обруча.
И наконец, последнее утверждение, которое вызвало особый
интерес на Западе - безопасность будущего интегрированного ми-
ра. Это большая и специальная тема. Тем не менее, об этом тоже
следует кое-что сказать, ибо есть один сюжет, который органи-
чески должен войти в проект "северный обруч". Речь идёт о соз-
дании космической информационной системы. Без неё говорить об
экологичекой, политической, а тем более военной безопасности
планеты особого смысла не имеет. Заметим, что такая система
может играть положительную, т.е. стабилизирующую роль лишь в
том случае, если она будет коллективной. национальные информа-
ционные системы только усиливают эффективность и наступатель-
ного и оборонительного оружия и тем самым содействуют военной
дестабилизации.
Создание космической информационной системы, нужной для
всей планеты, может быть реализовано только на основе коопера-
ции русской и американской ракетно-космической техники. И ко-
нечно, такая система не может быть закрытой собственностью
двух ракетных "сверхдержав". Ею должен владеть открытый
консорциум, к которому может присоединиться любое государство
и деятельность консорциума должна проходить под контролем Ор-
ганизации Объединённых Наций.
"Северный обруч", даже в форме проектов, - это огромный
национальный капитал. А его реализация может вдохнуть жизнь в
целый ряд регионов от Тихого океана до Балтийского моря, це-
ментируя одновременно организм страны.
О ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ
Я рассказал лишь об одном из возможных проектов развития
российского потенциала, сочетающего его ресурсные и интеллек-
туальные возможности с развивающимися тенденциями изменения
геополитической обстановки. Существует и целый ряд других, не
менее масштабных и многообещающих замыслов. Их публичное
обсуждение уже само по себе очень важно для нации. Страна,
обсуждающая крупномасштабные проекты собственного развития,
страна, способная смотреть вперёд, - это уже не развалины ком-
мунистического фаланстера. Это значит, что нация начинает
чувствовать уверенность в своих силах. А уверенность и самоу-
важение - уже огромный шаг вперёд по сравнению с нынешней без-
надёгой.
Формирование и анализ перспектив реализации крупномасш-
табных программ, вернее совокупность проектов, мне представля-
ется важнейшей обязанностью государства. Но надо понять, что
работа над подобными проектами не имеет ничего общего с той
работой, которую проводил бывший Госплан, когда разрабатывал
проекты "великих строек коммунизма". Цель анализа возможных
проектов, их следствий и корреляция с национальными целями -
это прежде всего всесторонняя оценка перспективы, именно оцен-
ка и именно перспективы. И не больше! Такая проектная деятель-
ность - основа для выработки определённых государственных
предпочтений, структуры региональной и налоговой политики,
указание направлений наиболее эффективных капиталовложений,
своеобразная научная гарантия риска для частного капитала.
Последнее особенно важно. Такие масштабные проекты, как
"северный обруч", не могут не привлечь внимания иностранных
инвесторов и инвестиционных фондов. Но них необходимы не толь-
ко идеи, но и глубокие всесторонние проработки. Причём на
государственном уровне. И чёткие рекомендации о необходимой
внутренней политике государства. Нужно широкое публичное
обсуждение подобных программ развития. Общество должно по-
чувствовать перспективу, почувствовать собственные мускулы,
почувсвовать, что во главе государства стоят государственные
мужи, а не политиканы. Всё это и позволит поверить в будущее и
сделаться стимулом к настоящей работе, а не только к дележу
народного добра! Может быть, это и есть самое главное в подоб-
ной проектной деятельности.
Такая деятельность требует энергичного правительства и
интеллигентного патриотически настроенного парламента. Заме-
тим, что здесь существует и положительная обратная связь: про-
ектная деятельность "цивилизирует" власти. А следовательно,
содействует их укреплению. Она меняет направление мыслей
власть имущих, переключая их с проблем политиканства на конк-
ретную практическую деятельность. И ещё одно соображение: та-
кие проекты имеют чёткую интегративную направленность. Особен-
но, если они будут объединены с инициативами, которые идут из
разных регионов огромной страны, превращая её в единый орга-
низм, и хозяйственный и политический.
Но это лишь одно из направлений в сложном становлении на-
циональных целей. Чаще всего они возникают сами собой, отражая
реальные устремления людей и их миропредставление. Но обсуждая
проекты и перспективы, побуждая энергию людей, интеллигенция
многократно ускоряет эти процессы.
Обсуждение путей предотвращения возможного голода, конк-
ретных "проектных действий", позволяющих увидеть перспективы,
лишь некоторые из составляющих процесса становления националь-
ных целей, превращения жителей страны в нацию, в граждан. не
менее необходимо увидеть Россию и как культурное пространство
с собственным видением своего места в развивающемся мире - ми-
ре XXI века.
РОССИЯ В МИРЕ XXI ВЕКА
Мы сегодня смотрим на Запад. И не без основания, ибо за-
падные страны открыли страницу либерализации не только эконо-
мики, но и всей общественной жизни, показали необходимость ин-
теграции и, наконец, первыми поняли, что означает социальная
ориентация экономики для образа жизни миллионов граждан этих
стран. И у многих экономистов, людей, занимающихся проблемами
развития цивилизации, у экологов, в частности, создаётся
представление о существовании некоторых универсальных рецеп-
тов, жизненных универсалиях XXI века, если угодно. Я боюсь,
что такое представление ошибочно и опасно.
Безусловно, определённые универсалии существуют. Их не
может не быть, ибо человечество взаимодействует с Природой,
как единый биологический вид. И такие универсалии рождались в
сознании людей независимо от их рассовой принадлежности, места
обитания и других обстоятельств их жизни, как проявление той
логики универсального эволюционизма, которая привела к появле-
нию на Земле "человека разумного". Одна из этих великих уни-
версалий - заповедь "НЕ УБИЙ!", которая, в той или иной форме
возникла у всех народов. Универсалии рождаются и сегодняшней
практикой жизни. Разве не является универсалией - универсаль-
ность технического развития или утверждение элементов планиро-
вания в либеральной экономике.
Но, между тем, закон дивергенции - это тоже универсалия.
А он гласит о такой важнейшей особенности эволюции челове-
ческого общества, как непрерывное "расхождение" этих самых
особенностей. В процессе эволюции непрерывно множатся различ-
ные формы человеческого общежития, организационные структуры
деятельности, особенности духовного мира людей. Значит, су-
ществуют и границы универсальности. Вот почему любое слепое
подражание не только вредно, но и опасно.
Вот почему Запад (любой запад!) - это лишь опыт, но не
объект для подражания. Так же как и Восток. Особенно для нас,
для нас, для России, связывающей эти два региона экономической
и культурной власти, два важнейших центра будущего информаци-
онного общества.
Мы говорим о XXI веке. Но отдаём ли мы себе отчёт в том,
что означает комбинация слов "МИР XXI ВЕКА". Нам предстоит ещё
разобраться в том, что означает такое словосочетание, каким мы
видим и хотим видеть планетарное общество на грани тысячеле-
тий. Но одно уже очевидно - в авангарде истории окажутся не те
народы, у которых сегодня наиболее устроена производственная
жизнь, а те, менталитет которых окажется наиболее настроенным
на универсалии цивилизации XXI века, на его потребности.
Вот с этих позиций и следует думать о национальных инте-
ресах, наших трудностях и возможностях. И, прежде всего, попы-
таться ответить на вопрос - что такое Россия?
Без иллюзий, со всей жёсткостью и беспощадностью истинных
патриотов: только так интеллигенция сможет нащупать истинное
понимание ситуации, понять реальную обстановку. Только так мы
окажемся способными понять, как в процессе невероятного пере-
мешивания людей, стремительного этногенеза, охватившего всю
территорию Советского Союза, огромная часть нашей нации обрела
психологию люмпенов, как в её толще рождалась "коммунальная
сволочь", всё то, сегодня стоит на пути к обретению русским
народом достойной ниши в сообществе XXI века. Только беспощад-
ная честность поможет нам выработать иные стандарты, соот-
ветствующие российской реальности конца века, столь непохожего
на его начало.
* *
*
Я называю свою позицию позицией ограниченного пессимизма.
Такой термин я оправдываю тем, что вижу огромные возможности
моей страны и моего народа. Но у меня глубокие сомнения в том,
что мы сможем ими сегодня умело воспользоваться. Сталкиваясь с
людьми, которые всю жизнь посвящали себя политике, ч вижу та-
кую ориентированность их мысли, которая не даёт возможности
спокойного обсуждения будущности страны, обсуждения, исключаю-
щего ориентацию на собственный и притом сиюминутный успех. Это
свойство политиков современной волны, может быть одно из самых
страшных наследий коммунистической эпохи.
И тем не менее, мы должны сообща думать о месте нашей Ро-
дины в мире XXI века. И делать всё возможное, чтобы оно было
достойным!
|