Глава третья. РОЖДЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
И ПРИБЛИЖЕНИЕ НОВОГО КРИЗИСА
1. Рождение современных цивилизаций
Итак, в конце неолита человек сделался
абсолютным монополистом в мире живого и пережил
свой неотвратимый экологический кризис. Он
преодолел этот кризис, создав новую
экологическую нишу. И с тех пор вся дальнейшая
история нашего биологического вида – это
непрерывный рост степени монополизма человека в
мире живого. С начала голоцена человек навсегда
сделался монополистом. А это значит, что человек
в его современном обличии обречен на
неизбежность новых экологических потрясений.
Переступив порог неолитической революции,
человек сразу же вступил в период назревания
нового общепланетарного экологического кризиса.
Посмотрим, как развивались события.
* * *
Неолитическая революция означала новый
поворот в истории становления рода
человеческого. И в результате революции люди еще
на один шаг отдалились от остального живого мира:
человек начал целенаправленно формировать
искусственный кругооборот веществ в Природе или,
как мы говорим, формировать искусственные
биогеохимические циклы, неведомые остальной
Природе. Вначале они были связаны только с
агроценозами, т.е. с земледелием и скотоводством,
но вскоре человек начал включать в кругооборот
веществ то, что было накоплено биосферами былых
времен. Сначала это были металлы, а позднее и
захороненные углеводороды – уголь, нефть, газ,
сланцы. В послевоенные десятилетия человек
добрался до святая святых планеты – до тех
запасов радиоактивных веществ, которые она
получила при своем рождении; эти вещества, чуждые
биосфере, тоже оказались вовлеченными в
кругооборот веществ. И чем дальше идет развитие
человека, тем большую роль играют эти
искусственные кругообороты в судьбах
планетарного сообщества и самой планеты. Они
изменяют структуру биосферы, не меняя, однако,
логики ее развития.
Вот тогда, в начале голоцена, после
неолитической революции и задолго до появления
письменности, т.е. писанной истории, началась
современная история – история “производящей”
цивилизации, вернее, – цивилизаций! Именно
потому, что в разных регионах планеты возникали
разные цивилизационные особенности. Но основные
принципы, лежавшие в основе этих цивилизаций
(может быть, уже и мировоззрение), заложенные в
людей за 4–5 тысяч лет до появления первых
египетских иероглифов и шумерской клинописи, и
тем более до начала писанной истории, не только
живы еще и сейчас, но даже теперь, на грани нового
тысячелетия, определяют характер мышления
человека и его восприятие Природы. И действия
людей как по отношению друг к другу, так и по
отношению к Природе не очень существенно
изменились с тех времен, что еще важнее. Вероятно,
уже в далекие времена формирования цивилизаций
были заложены те основы взаимоотношения
личности и общества, которые так различны в
разных цивилизациях.
Человек голоцена во многом уже был
иным, отличным от человека конца палеолита.
Общество тоже сделалось совсем иным. И самое
главное – у человека голоцена уже возникла
собственность, а вместе с ней пришли и новые
потребности, которые были неведомы первобытным
охотникам и собирателям. У человека голоцена уже
был другой менталитет: он по-другому смотрел на
мир и ждал от него другого! С появлением
земледелия и скотоводства труд человека мог
обеспечить гораздо больше, чем было необходимо
для его непосредственного выживания. У него
появились и новые потребности, и возможность
использовать труд других людей для их
обеспечения.
Бесконечно расширились знания
человека об окружающем мире. Люди научились
перестраивать Природу и приспосабливать ее под
свои сиюминутные потребности. Если
биологическое развитие индивидуума и
совершенствование его мозга практически
остановились несколько десятков тысяч лет тому
назад, то Коллективный Интеллект продолжал
развиваться все ускоряющимися темпами, создавая
все новые и новые возможности “подчинения”
стихийных сил своим непосредственным интересам.
Несмотря на то, что человек уже далеко
отошел от остальных обитателей общего дома –
биосферы, несмотря на то, что возникли наука и
искусство, в одном отношении человек оказался
подобен всем живым видам: биосфера для него
оставалась “окружающей средой” – безграничной
емкостью, резервуаром, откуда он мог черпать все
то, что для него было необходимым (и даже без
прямой необходимости), сбрасывая в Природу все
то, что ему было не нужно или уже использовано,
без всяких мыслей об “окружающей среде”...
И такое отношение к Природе
сформировало на протяжении многих тысячелетий
образ мышления, представляющий теперь основную
опасность для того пути восхождения к Разуму,
который в начале четвертичного периода выбрали
наши предки – “изгнанники из леса”. Человек до
самого последнего времени не замечал, что
Природа из фона, на котором разворачивалась
история, постепенно превращается в ее
действующий персонаж, все более и более
могущественный. И самим этим фактом, и бездумной
эксплуатацией богатств биосферы человек ставит
себя во все большую и большую зависимость от
природных факторов. Подумаем, что станет с нашей
цивилизацией, если сегодня вдруг исчезнет
возможность использовать углеводородное
топливо!
И такое отношение к Природе, такое ее
восприятие укоренилось в мировоззрении людей и
вошло в философию и, как это ни грустно, – в
религии. “Не думай о хлебе насущном, придет день
и Я дам его тебе”, – что-то подобное говорится
даже в Священном писании, так же как и “живите и
размножайтесь”. Поэтому, станем ли мы
удивляться, что принцип Френсиса Бэкона: “Наука
нужна для того, чтобы покорять Природу и ставить
ее силы на службу человека”, – определил все
наши с ней взаимоотношения, нашу философию и что
в советское время восторжествовал мичуринский
принцип: “Мы не можем ожидать милостей от
Природы, взять их у нее – наша задача”.
Итак, все имеет и свою оборотную
сторону: с развитием техносферы росли не только
могущество цивилизации, но и зависимость
человека от Природы. Стремление покорять и
владеть делает нас зависимыми от того, что мы
покорили и чем владеем! Представим себе на
минуту, что завтра иссякнут даже не запасы
углеводородного топлива, на котором держится вся
наша современная цивилизация, а иссякнут запасы
минеральных удобрений, на которых ныне
основывается производительность нашего
сельского хозяйства.
Итак, в результате неолитической
революции родились современные цивилизации,
которые начали активно изменять не только
природные условия, но и саму структуру
естественного кругооборота веществ в Природе.
Эта структура стала меняться все быстрее и
быстрее по мере развития производительных сил
общества. И дело дошло до того, что сейчас она
заметно меняется даже в течение жизни одного
поколения. Человек, по точному выражению В.И.
Вернадского, стал “основной геологообразующей
силой планеты”, и его “монополизм” с развитием
науки и техники бесконечно усилился.
Этот факт может иметь самые негативные
последствия, если люди не смогут разработать, а
главное – принять необходимую систему
“антимонопольных законов”! И качественно
изменить свои взаимоотношения с остальной
Природой.
Есть еще одна опасность, с которой уже
столкнулось человечество: условия его жизни,
особенно развитие “второй природы”, т.е.
технических возможностей человека, растут
неизмеримо быстрее его миропредставления.
Другими словами, духовная составляющая его бытия
эволюционирует гораздо медленнее составляющей
материальной. Я об этом уже сказал, говоря об
отношении человека и Природы. Но это проявляется
во всех сферах жизни, в религии, в искусстве и т.д.,
особенно остро – во второй половине нашего века.
Отсюда, как следствие, деградация моральных
основ общества, снижение уровня духовной
культуры...
Мне кажется особенно опасным
непонимание необходимости роста личной
ответственности каждого человека за
происходящее на планете, а также формирования
ответственного гражданского общества. Это
сложная и трудная проблема, мало изученная
обществоведами. Еще в начале голоцена, несмотря
на формирование института собственности,
индивидуальность человека была погружена в
единство социальной ячейки – семью, род.
Главенствовало понятие “МЫ”, а не “Я”. Это и
понятно: выжить мог только коллектив – род,
семья. Но с появлением собственности растет и
обособление индивида, начинается становление
индивидуального сознания. Однако этот процесс
идет значительно медленнее, нежели развитие
институтов собственности. Это очень хорошо
показано академиком Б.В. Раушенбахом в его
анализе особенностей античного искусства.
Собственно говоря, настоящее выделение “Я” –
“Я” как самоценности и самозначимости –
произошло только в пятом веке до нашей эры в
античной Греции. Это представление утвердила
замечательная плеяда философов – Демокрит,
Сократ и многие другие.
Но это была лишь констатация факта
огромного потенциала отдельной личности как
таковой. И дальнейшее развитие цивилизации можно
рассматривать как процесс материализации этого
потенциала. И эпоха Возрождения, и стремление в
космос, и многое другое – все это звенья одной
цепи. На этом же пути были и Реформация с ее
этикой протестантизма, и рост индивидуализма с
его крайними проявлениями. Но не было одного,
жизненно необходимого сегодня человечеству, –
возникновения чувства ответственности каждого
за все! А без этого все разговоры о преодолении
грядущего экологического кризиса чем-то очень
напоминают “кухонные разговоры”
диссидентствующих гуманитариев 70-х годов.
Но вернемся к нашей теме.