МНЭПУ

Международный Независимый
Эколого-Политологический Университет

(МНЭПУНовости ][МНЭПУ сообщает...] Поступить ]   Факультеты ] Обучение ] Эл Библиотека ]
к страничке Н.Н. МОИСЕЕВА ] Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. ] МОИСЕЕВ Н.Н. КАК ДАЛЕКО ДО ЗАВТРЕШНЕГО ДНЯ 1917 - 1993 (Свободные размышления) ]

 

ГЛАВА XIII. СУМЕРКИ РОССИИ: РАССВЕТ ИЛИ ЗАКАТ. РОССИЯ НА ПЕРЕПУТЬЕ

И чёрная земная кровь
Сулит нам раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи...
(Александр Блок. Возмездие)

  

ВЕК ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Вряд ли  когда со времён "смутного времени" русский народ
оказывался в таком катастрофическом состоянии,  как сейчас,  -
нация раздавлена.  Предстоит  начинать  почти с нуля,  собирая
тех, кто действительно способен верить в будущее и работать во
имя его.
     Однако то,  что сейчас происходит в России, отнюдь не яв-
ляется чисто  русским  и даже чисто социалистическим явлением.
Это лишь одно,  - возможно гипертрофированное, - из проявлений
общего кризиса  цивилизации.  В  том числе (а может быть,  и в
первую очередь) западной,  т.е. европейско-американской. Прин-
цип laissez faire, провозглашённый французской революцией, се-
бя исчерпал.  Может быть,  даже уже и не сегодня.  И не только
он, но и многие другие постулаты нашей жизни уже давно превра-
тились в тормоз развития цивилизации.  Западный мир отдаляется
от Природы,  в нём происходит деградация человека,  потеря ду-
ховности, поддерживающей человека в самых тяжёлых его  испыта-
ниях, общество  лишается идеи прогресса (если не считать прог-
рессом возможность менять марки  автомобиля!).  Налицо  кризис
рационализма. До  сознания  людей  начинает доходить,  что ра-
венство и свобода в их классическом понимании - несовместимы.
     Я думаю,  что  именно  в  этом и состоит главный источник
трудностей, переживаемых цивилизацией и нашей страной в их на-
иболее острой форме.  Мы по-прежнему,  как и в начале XIX века
пытаемся от отождествить понятие свободы и частного  интереса,
по-прежнему представление  о свободе в умах людей отождествля-
ется со свободой потребления.
     Мы стоим на пороге нового века - точнее, нового тысячеле-
тия, в котором должна быть выработана, точнее - должна возник-
нуть в результате творчества миллиардов людей, населяющих пла-
нету новая "парадигма существования" человечества. Нам необхо-
димо её  разгадать,  иначе поэтическое пророчество Блока,  уже
однажды воплотившееся в реальность,  сделается реальностью и в
будущем.
     Порядок, сформировавшийся в послевоенные  годы,  "порядок
ХХ века" разрушается на всей планете, а не только в бывшем Со-
ветском Союзе. И наше русское представление о будущем, и преж-
де всего,  о  будущем России,  не может быть сколь-нибудь пра-
вильным, если  национальный  внутренний   кризис   мы   станем
рассматривать лишь  как  собственный,  вне тех общих процессов
глобального развития,  которые наглядно свидетельствуют об об-
щепланетарном неблагополучии.
     О нём много думают, говорят и пишут. Тут и проблемы взаи-
моотношения природы и общества, уже давно переступившие грани-
цы гармонии и  заставляющие  утверждать  приближение  экологи-
ческого  кризиса,  и  несоответствие  организационных структур
современного общества нарастающему могуществу техногенной  ци-
вилизации,  и многое, многое другое. Я думаю, что одна из при-
чин цивилизационного кризиса современности -  консервативность
нашего представления о реальности,  в которой мы живём.  Мы не
замечаем,  что происходит смена ценностей,  и пытаемся жить  в
тех же стандартах,  которые утвердились в европейском сознании
ещё в XIX веке.  Нам кажется, что идеалы неизменны. Мы хотим в
это верить.  Но это не так.  Понятия свободы,  демократии, ра-
венства и даже многие из человеческих ценностей постепенно из-
меняются и уточняются и в нынешней интерпретации,  т.е.  в ин-
терпретации,  данной нам XIX веком, вряд ли отвечают современ-
ной  необходимости.  Мы пытаемся опереться на идеалы прошлого,
говорить с помощью  языка,  который  становится  нам  чужим  и
неспособны  даже  осознать  это обстоятельство.  Нам всем и во
всём необходимы новые смыслы.  И понятие свободы сегодня  есть
прежде всего СВОБОДА ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ЗЛА,  а не свобода произво-
ла!
     Уходящий век  был  удивительным  по своему величию,  и по
трагизму происшедшего и происходящего. И уже много сказано и о
фантастическом взлёте человеческой мысли и энергии,  приведшим
на относительно небольшом отрезке времени к техническим  свер-
шениям, которые  ещё  в начале жизни нынешнего поколения могли
бы показаться сказочными.  Не меньше говорилось и  писалось  о
всплесках ярости  и несчастьях,  которые человечеству пришлось
пережить не только в двух самых страшных войнах,  но и во мно-
жестве локальных столкновений,  которые происходили и происхо-
дят в разных частях земного шара,  в том числе и благополучной
Европе. ХХ век стал веком Предупреждения - человечество должно
увидеть контуры будущего и на основании  этого  нового  знания
принять превентивные  меры  против  возможных катастроф,  а не
просто склониться перед неизбежностью.
     И России  в какой уж раз приходится искать ответы на воп-
росы, которые возникают перед всей цивилизацией.


  

БИОСОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Меняются смыслы  идеалов и понятий,  но есть и неизменные
факторы. Человек рождён Природой и несёт в себе те вечные  ро-
довые метки  прошлого,  которые возникли в процессе его эволю-
ции, которые меняются лишь вместе с изменением его  природного
естества. Эти  факторы называются законами социума,  или соци-
альными законами.  Может быть,  даже лучше их назвать биосоци-
альными законами, ибо они связаны с сохранением гомеостаза ин-
дивида и социума времён нижнего палеолита.  Их корни уходят  в
эпоху "первобытного  стада",  в те бесконечно далёкие времена,
когда наш предок только ещё превращался в человека. Они рожда-
лись условиями  жизни в течение тех сотен тысяч лет,  когда он
ещё жил жизнью животных.  Цивилизация, культура, система госу-
дарственных законов,  мораль, нравственность - всё это заслоны
против их проявлений теперь,  когда мы стали  жить  совершенно
иначе, когда  нет  саблезубых  тигров и каждодневной опасности
быть съеденным. Когда вместо тех "палеолитических" опасностей,
требовавших агрессивной  энергии,  возникло  ядерное  оружие и
другие способы стереть человечество с  лица  Земли,  и  только
рассудок и общее согласие могут оказаться способными сохранить
цивилизацию. Вот почему сегодня противоречия между биосоциаль-
ными законами  и действительностью достигли особой остроты.  И
дальше она может только нарастать!
     Чем более полон анализ любого явления, тем более отчётли-
вую картину мы видим, чем разнообразнее используемые интерпре-
тации, тем  в большем числе ракурсов мы его рассматриваем.  Не
существует абсолютного знания,  как и  единственно-верной  ин-
терпретации. Вот   и  история  прошедшего  века,  а  значит  и
представления об ожидаемых тенденциях её дальнейшего  развития
могут быть изложены,  например, как результат рассмотрений со-
бытий в ракурсе анализа противоречий между биосоциальными  за-
конами и  попытками цивилизации удержать их действие в опреде-
лённых рамках. Нельзя отбрасывать Маркса, как и Канта и других
мыслителей прошлого,  как и их интерпретации, понимая одновре-
менно и недостаточность ими сказанного.
     Главенствующим (монопольным) положением в природе человек
обязан не только развитию мозга, интеллекта, но и чрезвычайно-
му разнообразию своих стремлений,  желаний и способностей. Это
важнейший биосоциальный фактор.  Он имеет множество  важнейших
следствий. На  одном из крайних полюсов этого спектра стремле-
ний и желаний - неуёмная энергия индивидуальности, не признаю-
щая никаких ограничений,  а на другом - покорность стаду, рож-
дающая идеал термитника,  где каждый индивид лишь винтик,  где
даже пищеварение общее,  но зато гарантированное. И такое раз-
нообразие рождает не только удивительную способность к  адапт-
аци, к  выживаемости в экстремальных условиях,  но и внутренние
противоречия социума. Они интенсифицируют его развитие, но они
же способны его исковеркать и разрушить.
     "Порядок" ХХ века" обычно  трактуется  в  духе  идеологи-
ческого противостояния коммунизма и капитализма. Такая интерп-
ретация вполне уместна и её раскрытие несёт важнейшую информа-
цию. Но, вероятно, идеологическое противостояние (ели оно есть
на самом деле) - лишь отражение глубинных  противоречий  соци-
альных сущностей человека,  извечно присущих обществу и с осо-
бой остротой обнажившихся в нынешнее время.
     Во все времена, во все эпохи противоречия, рождённые нео-
динаковостью людей,  разнообразием их стремлений, были важней-
шим движетелем исторического процесса.  Ибо они рождали разные
представления о ценностях.  Человечество не  могло  бы  разви-
ваться без свойственного ему проявления неуёмной энергии, тол-
кающего человека к непрерывному  поиску,  порой  подверженному
смертельному риску, влекущего его к новым свершениям, к приоб-
ретению всё новых благ, к подчинению себе других людей....Важ-
но  и  то,  что  такое стремление порождает очень своеобразное
представление о свободе, о свободе для безграничной инициативы
и  проявления своего собственного Я,  которое возникло задолго
до эры буржуазных революций. Такая особенность человека наибо-
лее ярко проявляется в особенностях современной западной куль-
туры.
     Но не менее глубоко заложено в человеке и другое стремле-
ние. Человеку также свойственно ограничиваться малым,  тем бо-
лее, если это малое ему гарантировано, если его достижение ле-
жит в рамках традиций и не требует от него сверхусилий и риска
и, если окружающие его живут по тому же правилу.ПОследнее осо-
бенно важно. И для миллионов людей во все времена подобная по-
зиция была  привлекательна.  Она  тоже рождает представление о
свободе. Но свободе совершенно иного типа.  И о равенстве,  но
не равенстве  денег,  как в буржуазном обществе,  преследующим
принцип laissez faire,  а равенстве убогих условий существова-
ния. И  привлекательность такой позиции для значительной части
людей во все времена была питательной  почвой  различных  идей
коммунистического толка и большинства религиозных доктрин.
     Происходящее ныне в мире уместно трактовать в  свете  из-
вечного противостояний этих тенденций.  "Коммунизм", повторяю,
увы,  никуда не ушёл,  ибо он никогда не появлялся, а всегда в
той или иной форме присутствовал в спектре человеческих стрем-
лений. В условии одних цивилизационных норм "коммунистические"
или, лучше сказать, "социалистические" тенденции были сильнее,
а в других,  как, например, в протестанских странах, - слабее.
Но они присутствовали всюду и всегда! Не учитывая этой особен-
ности общественного развития,  нельзя правильно  оценить  про-
исходящее. А тем более принимать ответственные решения, меняю-
щие судьбы многих людей.
     На каждом  этапе развития общества возникали и устанавли-
вались свои "правила игры", свои формы компромисса между "ком-
мунизмом" и "соборностью" - я не знаю, как более точно охарак-
теризовать эти стремления людей,  - и  фонтанирующей  энергией
индивидуализма личности.  Одни лучше, другие хуже соответство-
вали традициям и особенностям нации,  её культурным и менталь-
ным особенностям,  вызывая  или гася социальные напряжённости,
содействуя или тормозя развитие страны и благополучие общества.
     А что складывается у нас сегодня?  В какой степени мы мо-
жем содействовать установлению той формы компромисса, того со-
четания (той меры) индивидуализма и соборности, которая в наи-
большей степени соответствует нашим российским традициям,  на-
шим потребностям и нашим возможностям?
     Я глубоко убеждён,  что  на  современном  этапе  развития
исторического процесса,  при современной организации планетар-
ного сообщества, основным направлением развития будет его дви-
жение по  пути утверждения социально ориентированной либераль-
ной экономики.  Я об этом неоднократно писал и обосновывал по-
добное утверждение   особенностями  современного  этапа  науч-
но-технического прогресса,  развития  производительных  сил  и
действием "Вселенского Рынка", отбраковывающим в ХХ веке любые
формы организации общества,  развитие которых игнорирует  воз-
можность либерализации и социальной ориентации экономики.
     Но такое утверждение может разве что объяснить разрушение
системы, сложившейся в Восточной Европе и Советском Союзе.  но
вряд ли.  достаточно для интерпретации происходящего в настоя-
щее время,  а тем более,  для предсказания возможных тенденций
развития. Во всех бывших "социалистических"  странах  объявлен
курс на  либерализацию и утверждение системы свободного предп-
ринимательства. Однако проводимые сверху реформы пока  ещё  не
дали ощутимого  результата нигде - не только в России,  но и в
странах, раньше нас начавших процесс либерализации, в которых,
к тому же, "этика протестантизма", если следовать терминологии
Макса Вебера,  имеет определённые традиции.  И в  Польше, и  в
Венгрии и  в других странах происходит спад промышленного про-
изводства, падает жизненный уровень,  растёт безработица и со-
циальная напряжённость.
     Это связано, конечно, и со многими объективными причинами
- с   разрушением  установившихся  межстрановых  отношений,  с
отсутствием подготовленного персонала для управления  экономи-
кой в рыночных условиях,  с отсутствием необходимой финансовой
инфраструктуры, с  разрушением  традиционной  производственной
кооперации и  со  многими  другими причинами.  Но немаловажным
обстоятельством является и то,  что в течении жизни  двух-трёх
поколений у  людей  выработалась  привычка и склонность жить в
условиях гарантированной стабильности,  гарантированного меди-
цинского обслуживания и т.д.  Такая ситуация оказалась привле-
кательной для многих лиц наёмного труда,  тем более,  что  они
ещё и составляли "привелигерованное сословие".
     Тем не менее, во всех бывших социалистических странах ли-
берализация уже началась и обратного хода нет и не может быть.
Такое утверждение,  однако, несёт ещё очень немного информации
Всех волнует  -  сколько времени будет длиться переходной про-
цесс перехода к либеральной экономике и какой сложится в конце
концов эта самая "либеральная экономика"? На все подобные воп-
росы у нас пока ответа нет!
     Одно ясно - она не будет копией западных образцов, и ска-
зать сейчас,  какой она сложится в Венгрии,  на Украине, а тем
более в  России  ещё очень трудно - почти невозможно!  Неудачи
преследовали перестройку во всех соцстранах -  неудачи  в  том
смысле,  что желаемый образец западного благополучия не дости-
гался за обозримое число лет.  Теперь уже можно думать, что он
и  не  получится в рафинированном западногерманском или амери-
канском виде. Очень важно понять почему даже в таких "квазиза-
падных странах" - странах,  которым уж очень хочется быть "за-
падными",  как Польша или Венгрия,  не работают в полную  силу
традиционные ценности Запада.
     Я убеждён - повторю это ещё раз:  "социалистические  цен-
ности", о которых говорилось выше,  а особенно гарантированная
работа без большого напряжения,  стали весьма привлекательными
для очень широких слоёв населения. Ои уже вошли в сознание лю-
дей и будут рождать разнообразную  оппозицию  начавшимся  про-
цессам интенсификации рыночных механизмов Да,  мы идём к либе-
ральной экономике.  Она будет похожей на известные образцы  но
только похожей,  а на самом деле окажется иной, как она оказа-
лась иной не только в Японии,  но и в других быстро прогресси-
рующих странах Тихоокеанского региона,  сумевших даже избежать
этапа первоначального накопления в  его  европейском  обличье.
Понять какие  могут  возникнуть формы либеральной экономики на
месте социалистического хозяйства России, очень непросто - для
этого, во всяком случае, необходимы тщательные социологические
исследования, как база для последующего прогностического  ана-
лиза вариантов возможного развития.
     К сожалению, сегодня у нас не существует удовлетворитель-
ного научного фундамента, объединяющего социологические и эко-
номические исследования, и нам не на что опереться. Вот почему
следует  с  большой  осторожностью делать какие-либо категори-
ческие утверждения.


  

ЛИБЕРАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

Россия не раз помогала Европе избегать опасностей и найти
себя. Так  случилось во времена монгольского нашествия,  когда
растоптанная Россия не дала прорваться на  Запад  ордам  Чинг-
исхана. Нечто подобное произошло и во времена Наполеона и Гит-
лера.  А 1917 год был грозным предупреждением всем народам ми-
ра,  а не только Европы.  И в этом контексте он сыграл положи-
тельную роль для цивилизации в целом.
     У Октябрьской  революции  нет и не может быть однозначной
интерпретации. Марксисты видят  в  ней  кульминацию  классовой
борьбы, когда  победившие пролетарии устанавливают на огромной
территории новый порядок жизни.  В результате возникает непри-
миримое идеологическое противостояние народов,  сделавших свой
"социалистический выбор", и государств, развивающихся по капи-
талистическому  пути.  Возникает  антогонизм,  не  допускающий
компромиссов. Отсюда неизбежность утверждения приоритета внеш-
ней опасности,  необходимость жёсткой централизованной власти,
единства мировозрения и т.д.  Они отодвигают все остальные ин-
тересы на второй план.  Идеологическое противостояние и нагне-
тание внешней опасности было необходимо государству "рабочих и
крестьян" как своеобразное оправдание тоталитаризма и того пу-
ти к рабству, о котором так блестяще писал Хайек.
     Но закономерна  и  другая интерпретация истории нынешнего
века.
     Начальная эра  капитализма  -  условимся называть её эрой
Клондайка или дикого рынка - апофеоз свободы  ничем  неограни-
ченной инициативы, того самого принципа laissez faire, который
был превозглашён французской революцией и за утверждение кото-
рого были пролиты моря крови.  Бесчисленные мерзости начальной
фазы капитализма описаны Диккенсом,  Бальзаком и другими вели-
кими писателями  прошлого.  Её  системный  анализ был проведён
Марксом и его последователями. Эпоха дикого рынка это крайнее,
гипертрофированное проявление  ничем не ограниченной энергии и
самодеятельности личности - если угодно, предельное проявление
антисоциальной сущности  биосоциальных законов.  И люди видели
уродливость порядка  эры  Клондайка  и  искали   альтернативы.
Марксизм смог предложить лишь одну из них.
     Но были и другие провидцы. Одним из них стал, может быть,
лучший из учеников Маркса.  Эдуард Бернштейн, которого поносил
не только Ленин,  но даже и "ренегат" Карл Каутский.  Видя  вю
нерациональность "порядка  XIX  века",  Бернштейн не предлагал
его уничтожить насильственным,  революционным  путём.  Он  был
уверен в его неизбежной трансформации, а постепенном возраста-
нии в нём самом социалистических начал.  Теперь  бы  я  сказал
несколько по-иному:  в обществе свободного предпринимательства
самой жизнью должны были постепенно вноситься  элементы  соци-
альной ориентированности. И в его экономику и в его обществен-
ные отношения.  И не только это.  Рузвельт однажды сказал, что
ещё никто  толком  не  знает,  что представляет собой общество
свободного предпринимательства.  О таких  вопросах  думали  не
только Рузвельт и Бернштейн.  О том же самом размышлял и Кейнс
и другие интеллектуалы,  понимая, что в процессе общественного
развития должны  быть внесены "элементы очеловечевания" и нап-
равляюшие начала коллективного Разума.  Эта необходимость дик-
туется развитием производительных сил, непрерывным усложнением
техники, технологий,  требующих всё более и более квалифициро-
ванного персонала.  В этом направлении идёт развитие общества,
оно диктуется множеством причин, а не только перечисленными. И
роль гражданского  общества,  его важнейшего института - госу-
дарства должна расти по мере роста могущества  цивилизации.  А
вместе с ней должна утверждаться и свобода,  но не в духе про-
тестанского капитализма,  а в соответствии с формулой Фома Ак-
винского - как свобода в освобождении от зла.
     Вот с такой позиции русская революция смотрится совершен-
но иначе. Вместо поисков компромисса между двумя началами, что
и можно считать естественным путём развития, был декларирован,
а затем  и насильственно реализован в нашей стране крайний ва-
риант порядка,  диаметрально противоположный порядку эры Клон-
дайка. Я бы сказал - "порядок термитника". Он и мог возникнуть
только как антитеза мерзостям эпохи дикого рынка. Но на приме-
ре России Природа как бы продемонстрировала бесперспективность
и этого  крайнего  варианта  разрешения  извечного  противоре-
чия.Мир  ужаснулся  происходящему  в нашей стране,  и никто не
рискнул повторить в чистом виде наш опыт.  Разве что Китай. Но
мировое  сообщество не отказалось,  как теперь мы видим,  и от
нашего положительного опыта - от понимания того, что без госу-
дарственного  вмешательства,  особенно в трудные периоды исто-
рии, экономика страны обойтись не может. Россия в какой уж раз
оказалась испытательным полигоном и ещё раз уберегла Европу от
возможных ошибок (а может и крови), дав бесценный опыт цивили-
зации.  Вряд ли современные формы либеральной экономики смогли
бы утвердиться в Европе без опыта СССР.
     А теперь у нас снова революция,  и Россия снова выступает
в своём извечном качестве "экспериментальной установки".  Я  -
непримеримый опортунист и глубоко убеждён, что никогда никакая
революция не приносила и не могла принести людям счастье и лю-
бое реформаторство должно производиться крайне осмотрительно и
учитывать возможность срыва в революционную катастрофу,  неиз-
бежно отбрасывающее общество назад. В 1986 году ещё могли быть
пути для реформ сверху, для постепенной либерализации экономи-
ки и деидеологизации страны.  Ешё какие-то шансы были в период
новоогарёвского процесса,  когда мне (и не только  мне)  каза-
лось, что  появился  свет в конце тунеля..  Но все эти возмож-
ности рухнули после опереточного путча,  организованного груп-
пой политических  импотентов,  и последующим распадом Великого
Государства. Престройка окончилась и началась революция  с  её
принципиально непредсказуемым исходом.  Начался самый страшный
период в истории России - делёж народного имущества, когда все
вопросы нравственности, благополучия Родины, патриотизма отхо-
дят на второй план и звериный оскал биосоциальных законов  на-
чинает диктовать свои правила и условия жизни. Это и означает,
что мы ступили в эпоху смутного времени.
     Однако в  эти  "минуты  роковые",  когда происходит смена
жизненной парадигмы,  или по-научному,  в условиях  бифуркации
даже ничтожные  обстоятельства  могут  круто изменить весь ход
истории. ТРоцкий справедливо писал, что, не окажись он и Ленин
в Питере летом 17-го и не было бы у нас и октября. Война окон-
чилась бы в январе 18-го,  и вся история покатилась бы по дру-
гим  рельсам.  Черчиль  сказал  об этом немного иначе:"Русский
дредноут затонул при входе в гавань". Вот в такие времена осо-
бенно велика ответственность интеллигенции.
     В нынешнее время интеллигенция,  точнее слой людей, зани-
мающихся интеллектуальной деятельностью,  имеет всё возрастаю-
щее значение в жизни общества.  И если бы у этого  слоя  людей
возникло некое общее понимание ситуации, сформировалось бы об-
щее представление о желаемом будущем,  о системе  приоритетов,
это  могло бы оказать самое серьёзное влияние на судьбу страны
и помогло бы сформировать ту систему взглядов,  которую иногда
называют национальными целями. Для народа трагично, когда иде-
ология пронизывает все формы общественной жизни.  Однако и без
представления о национальных целях,  без определённого видения
перспектив любому народу  выжить  очень  трудно,  а  сохранить
культуру - невозможно...  Общество, народ становятся беззащит-
ными.  Это мировозрение, - нельзя не согласиться с Руссо, - не
может быть навязано,  оно вызревает в народе.  Но ускорить его
созревание,  уберечь от диких крайностей можно и необходимо. А
за это в ответе интеллект нации!
     Для выполнения такой роли необходимо не только  просвети-
тельство, но и собственный пример. Когда же люди, претендующие
на то,  чтобы иметь право называться интеллигенцией,  совестью
народа, добившись определённого уровня власти,  рвутся к куску
общественного пирога и неспособны внятно объяснить, во имя че-
го происходит  полная реорганизация всего общества,  когда они
хотят достичь лишь собственного благополучия,  такая  ситуация
поистине трагична! Тем более, в условиях, когда основная масса
людей интеллектуального труда делает в  это  время  судорожные
усилия, чтобы уберечься от элементарного голода, чтобы уцелеть
в этом хаосе безвластия и прогрессирующей нищеты.
     И тем не менее, именно интеллигенция только и может сфор-
мировать представление о "желаемом будущем".
     Но надо,  чтобы такое представление не оказалось утопией,
а отражало реальность,  ибо утопические иллюзии опаснее любого
безыдейного хаоса. Утопия в любой её форме, как только превра-
щается в догму порождает тот или иной вариант тоталитаризма  -
утопическое  мышление отвергает либерализм в принципе - ибо не
допускает альтернатив.  Для того, чтобы снова не впасть в уто-
пию,  необходимо  видение  возможных  сценариев развития и тех
усилий,  которые могут быть предприняты. И, прежде всего теми,
кто  стоит  в стороне от общего дележа (или разграбления,  что
более точно!). А их все-таки огромное большинство. И только их
давление  на людей,  которые участвуют в дележе общего пирога,
может оказать какое-то влияние на судьбы страны и её народов.


  

СЦЕНАРИЙ ВОЗМОЖНОГО РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙ

Происходящее ныне в России не вписывается ни в какую тео-
рию -  ни  Кейнса,  ни Фридмана,  ни Маркса...И никакая из них
неспособна дать рецепта выхода из кризиса.  Ибо все эти теории
- экономические. Страна же находится в ситуации быстрого пере-
хода из одного социально-экономического и политического состо-
яния в другое.  Такие состояния всегда уникальны. Перестраива-
ется вся система, а не только экономика. И выделить, в услови-
ях такого быстрого перехода, чисто экономические факторы нель-
зя принципиально, а предсказать возможный ход событий, особен-
но его  детали  невероятно  трудно.  В нашей стране происходит
формирование новых   собственников.   Теперь   уже   настоящих
собственников и настоящих частных капиталов. Происходит разме-
жевание различных социальных групп и классов. И идёт преслову-
тый процесс  первоначального накопления.  И происходит всё это
"одномоментно" на всех этажах социальной иерархии.  И одновре-
менно же происходит ПЕРЕСТРОЙКА, которая, увы, не закончалась.
Ничего подобного в Западной Европе,  а тем более в Америке  не
было, и ориентироваться на них смертельно опасно.  надо думать
самим!
     Хотя подобные   процессы  перераспределения  общественных
благ, общественной собственности всегда связаны с насилием  и,
как правило,  безнравственны по своему содержанию,  но то, что
происходит сейчас в нашей стране,  отличается  от  всего,  что
знала история.  Прежде всего масштабами, стремительностью гра-
бежа и  образованием  миллиардных  состояний,  возникающих  на
пустом месте.  А при дележе фантастического богатства огромной
страны, возможность  "урвать"  имеют,  прежде  всего  властные
структуры. Отсюда  и такая острая борьба за власть,  когда ещё
нет классов,  но зато уже образовались клики. А чисто экономи-
ческие соображения  являются не более,  чем фоном.  Они начнут
играть роль позднее, когда произойдёт раздел мафиозных и комп-
радорских структур.  Поэтому  сегодня  сказать что-либо о том,
какое общество может  возникнуть  в  результате  происходящего
вселенского передела,  крайне трудно. Тем более, что не участ-
вующий в нём народ ещё не сказал своего слова.
     Но он его пока может и не сказать. Народ бесконечно устал
от демагогии и беспросветности, а интеллигенция и вообще дума-
ющие люди всё более и более отстраняются от политики.  Рейтинг
политиков стремительно падает - никто никому не верит!  В  по-
добных условиях  огромна  роль  случайности.  И,  что особенно
опасно, даже порой легковесного популистского лозунга.  Вспом-
ним события недавнего прошлого - весь Союз проголосовал за его
сохранение, а несколько человек всё решили по-своему!
     Мне представляется, что в ближайшие годы возможны (скорее
- вероятны) два варианта развития событий. Условно я их назову
вариантом слабой власти и вариантом сильной власти. Такие тер-
мины, разумеется,  весьма условны.  Но всем понятно, например,
что нынешняя  власть слабая,  законов мало,  да и те не уважа-
ются, управы ни на кого не найти невозможно и т.д.
     При современной  дешевизне наших природных ресурсов (свя-
занной с фантастически несправедливым курсом  рубля,  в  част-
ности) продавать  что-либо у нас в стране элементарно невыгод-
но. Все те,  у кого есть деньги,  стремятся не вкладывать их в
производство, а покупать всё, что можно купить - нефть, уголь,
металлы, - и продавать их за границей.  Полученную валюту либо
помещать в  западные  банки,  либо продавать у нас на рубли по
существующему грабительскому курсу.  А затем снова покупать за
бесценок всё,  что  только  подвернётся под руку,  и повторять
операцию, имея на каждом обороте сотни  процентов  прибыли.  А
при таких  прибылях  люди  готовы идти на любые подлости - это
заметил, кажется, ещё Маркс. А мы наблюдаем всё это каждоднев-
но.
     В стране началась цепная  реакция  перекачки  наших  цен-
ностей за рубеж, остановить которую, крайне трудно, если вооб-
ще возможно без каких-либо крайних мер.  Тем  более,  что  эта
"перекачка" наложилась на процесс приватизации,  который носит
характер неприкрытого грабежа и стремительного роста  компрад-
орской буржуазии.
     В этих условиях сценарий "слабой власти"  просматривается
достаточно отчётливо. Это хорошо известный "аргентинский вари-
ант",когда богатая страна погружается в пучину нищеты эксплуа-
тацией её людей, земли, недр и вывозом всех богатств за грани-
цу. Внутренний рынок станет  непрерывно  сужаться,  а  компра-
дорская буржуазия в этих условиях будет невероятно богатеть на
выкачивании из страны её природных богатств.  Капиталы  станут
оседать а "благополучных" странах,  где у российских нуворишей
появятся виллы и яхты (они уже,  кажется,  начали появляться),
их дети  станут  студентами самых престижных университетов,  а
страна, её народ и его культура  будут  непрерывно  деградиро-
вать. Корумпированное  чиновничество и компрадорская буржуазия
во всё большей степени будут чувствовать свою абсолютную  без-
наказанность. И составят тот слой людей,  в интересах которого
и будут развиваться процессы в нашей стране.
     Особенно опасно  происходящее разрушение внутреннего рын-
ка, когда что-либо продавать внутри страны становится всё  бо-
лее невыгодным,  а  покупать  не на что.  Возникают как бы две
сферы денежного обращения, очень мало пересекающихся между со-
бой. На  верхнем  ярусе  денежного обращения те,  кто связан с
продажей на внешнем рынке, и те, кто их так или иначе обслужи-
вает. Они  покупают  импортное пиво,  стоящие тысячи рублей за
банку, обедают в ресторанах,  строят загородные особняки, ску-
пают предметы  искусства и путешествуют по заграницам.  Другая
сфера денежного  обращения  связана  с  деградирующим   произ-
водством, пустующими    рабочими   столовами,   закрывающимися
детскими садами. И эти обе сферы всё меньше и меньше пересека-
ются друг с другом, как и в те времена, когда власть имущие бы-
ли отделены от всех остальных зелёными заборами. Только теперь
всё это приобретает форму гротеска,  причём всё открыто, фиго-
вые листки идеологии исчезли.  Различие в уровне жизни  стано-
вится  чудовищным  и никто не стремиться скрывать своё наворо-
ванное богатство - всё на показ: вот какие мы!"
     Такой сценарий  очень  опасен  для  остального мира,  ибо
Россия не Аргентина. И мощь еёядерного арсенала вряд ли замет-
но уменьшится в ближайшие годы. А социальная напряжённость не-
избежно станет расти при таком развороте событий..  Сейчас на-
род пассивен  -  он просто устал.Но это спокойствие временное,
как перед буре. Виллы на Лазурном берегу у одних и нищета, ка-
кой народ не знал со времён гражданской войны, не могут долгое
время существовать вместе. Их сочетание неизбежно должно будет
взорвать общество.  Уже сейчас его стабильность весьма относи-
тельна. Ситуацию будет усугублять отсутствие лидеров  -  я  не
говорю о национальных псевдовождях вроде Гамсахурдии или Дуда-
ева. Людей с высоким общенациональным рейтингом в России  сей-
час просто  нет!  Значит  и  некому будет удержать общество от
срыва в Мальстрем!
     Логичным развитием   такого   сценария  будет  дальнейшее
ослабление власти,  усиление центробежных тенденций, при кото-
рых нельзя  исключить окончательный распад государства и пере-
ход от аргентинского сценария к его  югославскому  варианту  в
бесконечно более страшном исполнении.
     Но судьба страны может повернуться и  по-другому.  Однако
для этого необходимо появление сильного правительства, облада-
ющего доверием народа.  В наших условиях такая власть не может
возникнуть одномоментно,  в результате, например, военного пе-
реворота, как в Чили.  Любое насилие приведёт  лишь  к  крови,
сбросит народ  в  пучину  хаоса  и  уничтожит Россию как госу-
дарство. Понимают ли это политики? Пока они отмалчиваются.
     Власть должна  созреть.  И  если такой процесс вызревания
возникнет, то  он  будет   проходит   в   условиях   нынешнего
российского безвластья.  поэтому новая власть постепенно может
утведиться лишь опираясь на не какую-то общественную силу,  на
систему взглядов - систему национальных целей, привлекательных
для огромных масс населения.  В стране происходит сейчас смена
ценностей, и  власть,  если она хочет стать настоящей властью,
должна будет иметь настоящую поддержку граждан.  А  для  этого
она должна  сама понять характер этих ценностей и само сказать
народу, чем мы жертвуем и ради чего.
     Без этого  сценарий  "социальной власти" невозможен.  И в
тоже время только сильная власть,  обладающая  ясными  целями,
способна остановить развитие коррупции и разворовывание нацио-
нального достояния.  Только она способна сплотить народ,  все-
лить в его душу веру в будущее, а следовательно, и желание ра-
ботать,  остановить падение производства и создать  внутренний
рынок  -  основу процветания национальной экономики.  И любого
государства.
     Но пока не видно ядра,  из которого такая власть могла бы
вырасти. Не видно и интеллектуальных групп, способных формиро-
вать национальные цели. Авторитет политических деятелей, кото-
рые сейчас вершат дела, непрерывно падает. И среди ведущих по-
литиков  не видно никого,  кто был бы способен формировать ка-
кие-либо объединяющие идеи.  Когда в 91-ом году начался новоо-
гарёвский процесс и мы стали с надеждой думать о будущем, было
видно как растёт популярность некоторых политиков, которые по-
нимали трагедию возможного распада и искали альтернативы. Нап-
ример,  всесоюзный рейтинг Назарбаева,  которого многие видели
желанным  премьер-министром или даже следующим Президентом бу-
дущего Союза (может быть уже и не советского и заведомо не со-
циалистического)  непрерывно  возрастал именно потому,  что он
высказывал объединяющие идеи.  Но тут произошёл  этот  нелепый
августовский путч и последующая катастрофа распада, восторжен-
но встреченная Бурбулисом и прочими, единственная цель которых
была - не иметь никого над собой,  по выражению самого Генадия
Эдуардовича.  Путч,  превративший  эволюционный  перестроечный
процесс  в революционный хаос с непредсказуемыми результатами,
катастрофическими для самих разрушителей Великого Государства.
Может  быть,  и сейчас будущих популярных,  умных и энергичных
руководителей следует искать среди республиканских или област-
ных политиков?


  

РИФЫ ЛИБЕРАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Но если утвердиться власть, осознающая национальные цели,
способная их сформулировать,  донести до сознания людей и реа-
лизовать меры, необходимые для их достижения, то история стра-
ны имеет  шанс  перейти  на  новые рельсы.  Однако этой власти
предстоит ещё провести страну над опаснейшими  рифами.  Проход
над которыми, тем не менее, просматривается.
     Первое - это создание эффективно  работающего  госкапита-
листического сектора.  В  любой  либеральной экономике (амери-
канской, английской - на то она и либеральная) госкапиталисти-
чекий сектор  производит значительную долю валового националь-
ного продукта (ВНП).  А в нашей  стране  в  обозримом  будущем
госсектор -  до госкапитализма ему ещё далеко - будет произво-
дить львиную долю продукции. Этого не может не произойти (если
страна вообще  будет  существовать),  каково бы не было прави-
тельство. Мощный госкапиталистический сектор  будет  существо-
вать независимо от воли правительства.  для такого утверждения
Англия даёт хорошие аргументы,  и её пример весьма поучителен.
За все годы правления консерваторов под началом весьма умной и
энергичной мадам Тетчер, стремившейся предельно сократить зна-
чение госсобственности в английской экономике, консервативному
правительству удалось лишь на  несколько  процентов  сократить
удельный вес  госкапиталистического  сектора  в структуре анг-
лийского ВНП.  А теперь он снова начинает расти!  Правда между
Россией и  Англией есть существеннейшее различие - никогда ни-
кому в Англии не приходило в голову выходить из Великобритании
и объявлять  суверенитет.  А вот Россия,  в силу своей особен-
ности (лучше - исключительности менталитета её её ведущих  по-
литиков), сумела не только подковать блоху,  но и объявить су-
веренитет от самой себя.
     Укрепление организационных  структур госкапиталистической
промышленности - это закономерный процесс поиска  рациональной
организации либеральной  экономики.  Если угодно,  того самого
компромисса, о котором говорилось в начале этой главы.  На  то
экономика и либеральная,  что она допускает соревнование самых
разных форм организации производительных сил.
     Вот почему путь к либеральной экономике в нашей стране не
может не миновать этапа "развитого госкапитализма".  Но  госу-
дарственный сектор в нашей стране должен быть кардинальным об-
разом перестроен.  Система отраслевых монополий  действительно
должна быть  до  конца разрушена.  А сам сектор должен превра-
титься в настоящий госкапиталистический сектор  с  ориентацией
на на  корпоративную форму организации и многоотраслевые конг-
ломераты, способные вести успешную конкурентную борьбу на рын-
ке. Последнее особенно важно, и именно это и есть основная за-
дача конверсии. Ориентация должна быть и на акционирование, но
очень постепенное и только тогда, когда возникает реальная не-
обходимость привлечь деньги населения на расширение или модер-
низацию производства  -  единственное,  ради чего на начальном
этапе приходится выпускать акции.  Одним словом - приватизация
по мере необходимости, а не в угоду антибольшевистской идеоло-
гии!
     Значит, первейшей задачей сильного правительства окажется
задача развития государственной промышленности и включение  её
в структуру  рыночных отношений.  А не разрушение госсектора и
его растаскивание во имя торжества рыночных принципов, которые
и так будут играть определяющую роль в либеральной экономике.
     Второе - это организация сельского  хозяйства  на  основе
рынка. Полный  отказ  от  кооперативного ведения сельского хо-
зяйства, то есть коллективизация наоборот был бы смертелен для
нашей страны,  которая не способна себя прокормить без высоко-
товарного земледелия. Сегодня в нашей стране необходимо должен
существовать весь спектр организационных форм:  и коллективные
хозяйства,  и государственные,  и фермерские, и мелкие кресть-
янские  хозяйства.  В  каком  соотношении - это покажет время,
точнее рынок и конкуренция.  Задача,  которую придётся  решать
сильному правительству,  будет состоять в выработке и реализа-
ции стратегии поддержки такого  сельского  хозяйства,  которое
уже  сегодня будет способно накормить страну.  Если говорить о
национальных целях,  то нет цели приоритетней, чем уберечь на-
цию от перманентного голода,  который неизбежно наступит, если
страна откажется от импорта продовольствия.  Развитие города и
рынка должно прежде всего решать проблемы села! А такая задача
без целенаправленной деятельности правительства и  государства
в целом - неразрешима!
     Третье - создание новой государственной, прежде всего ре-
гиональной структуры власти,  сочетающие объективные тенденции
консолидации и кооперации регионов для образования  целостного
экономического организма,  со стремлением к развитию цивилиза-
ционных потребностей наций и  местной  самостоятельности.  Вот
эти проблемы  невероятной  трудности,  решать которые нынешняя
власть пока не собирается.  И не способна.  Вот почему по всем
этим конструктивным вопросам необходима апелляция к обществен-
ному сознанию,  широкие публичные дискуссии и деполитизирован-
ная пресса, проникнутая идеей необходимости формирования наци-
ональных целей. То есть пресса по-настоящему патриотичная.
     Наконец, нам предстоит ещё понять,  что такое современная
Россия. Это ведь тоже не  просто  географическое  понятие,  не
просто вырванная  из  единого организма часть тела.  И для неё
выработать свою  национальную   политику,   как   политику   к
собственному государству  и  тому культурному,  а не географи-
ческому пространству,  которое сегодня  естественно  именовать
Россией.


  

ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ И ЧТО ИЗ ЭТОГО СЛЕДУЕТ

По какому  бы сценарию ни разворачивались события,  какие
бы ни возникли непредвиденные ситуации, но развитие России не-
избежно будет направлено на утверждение социальноориентирован-
ной либеральной экономики - такова поступь человеческой  исто-
рии. Но каковой окажется цена такого перехода, быстро ли прои-
зойдёт такой переход или он растянется на многие  десятилетия,
какие из  нынешних  ценностей  нам удастся сохранить - это уже
другой вопрос.  Да и в какой форме утвердится на русской земле
она - эта либеральная экономика, каким окажется у нас в России
тот компромисс между полярными устремлениями людей,  о которых
я говорил в начале главы,  сказать очень трудно.  Многое будет
зависеть от того,  насколько народ,  насколько мозг нации,  её
интеллигенция,  да и правительство страны,  поймут особенности
современной ситуации и какой будет сделан выбор экологической,
экономической и политической ниши в мировом сообществе.  Выбор
реалистичный,  лишённый иллюзий. Каково будет направление уси-
лий государства и народа, удастся ли их объединить?
     Я дуиаю,  что любому правительству сейчас очень важно по-
нять особенности современной геополитической ситуации и суметь
целенаправленно ею воспользоваться.  Это один из наших шансов,
упустить который мы не имеем права.  И если не дай Бог, упуще-
ние случится,  история нам его не простит.  Не  только  прави-
тельству, парламенту, но и интеллигенции.
     А сейчас на планете действительно разворачивается  совер-
шенно новая игра.  Ни на что прежнее не похожая. Рождаются но-
вые тенденции, и их ещё мало кто осознал. Хотя они уже начина-
ют "работать".
     Прежде всего,  вместо двух центров военной  силы  реально
возникают три  центра  экономической  власти:  США и их амери-
канские сателиты,  Объединенная Европа (точнее  -  Европейский
Полуостров) и Тихоокеанский регион.  Подчеркну - не Япония,  а
весь Тихоокеанский регион,  поскольку в современной технологи-
ческой революции кроме Японии участвуют не только "новые тиоо-
кеанские тигры" - Тайвань, Корея, но и стремительно прогресси-
рующий Китай  -  двенадцать  процентов  годового роста его ВНП
весомо заявляют об этом.  Отношения между этими тремя центрами
экономического могущества будут очень сложными, многоплановыми
и неоднозначными.  Будут и противоречия и конфронтации, но бу-
дет и  всё возрастающая кооперация - ибо таково веление време-
ни, требование экономики (во всяком случае,  в ближайшие деся-
тилетия), глобальной  экологии  и самой возможности сохранения
цивилизации на планете.
     Россия в  этом  треугольнике  занимает  совершенно особое
место: она связывает его  в  единое  целое.  Через  российские
просторы проходят  самые  короткие  и дешёвые пути сообщения и
связи, Но суть дела не только в её географическом и очень  вы-
годном сегодня "северном расположении".  Её ресурсы - это один
из важнейших источников процветания всего мирового сообщества.
Наконец, Россия  продолжает оставаться второй ядерной державой
мира и продолжает обладать могучей аэрокосмической  промышлен-
ностью, тоже нужной всему миру.  НО всё это может стать источ-
ником процветания России лишь в том случае,  если народ России
осознает себя  как  нацию,  осознает свои возможности и сможет
преодолеть то состояние безнадёжности, в которое он ввергнут в
последние годы  борьбой  политиканов.  Если  народ  снова  по-
чувствует к себе уважение, как к народу-созидателю!
     Да, для  реализации потенциальных возможностей необходимо
честное, энергичное, образованное и умное правительство, кото-
рому народ бы поверил. Но и этого ещё недостаточно. За будущее
в ответе и интеллигенция, которая на протяжении всеё перестро-
ечных лет занимала в целом деструктивную позицию, содействова-
ла не только  ликвидации  единомыслия  (в  чём  её  бесспорная
заслуга),  но  и  развалу  промышленности и государственности.
Сейчас подобная позиция гибельна для страны и  самой  интелли-
генции. Понимает ли она это? Понимает ли она, что сегодня нуж-
ны идеи,  нужна "картина мира", видение возможностей в ней са-
мой  России и понимания того,  что означает сегодня само слово
"Россия"!  Не Россия времён Романовых и не Советская Россия, а
страна,  несущая  бремя,  славу и ответственность тысячелетней
государственности.
     Мне кажется,  что  состояние  "эйфории  свободы" начинает
проходить, а интеллигенция понемногу приходит в себя  и  снова
готовится к созидательной работе. Всё большее количество людей
начинает осознавать   необходимость   превращения   территории
Российской Федерации  в  целостный могучий хозяйственный и по-
литический организм - единственную защиту против экономическо-
го, политического  и физического геноцида,  которому подверга-
ются те страны третьего мира,  которые  не  усвоили  подобного
принципа.
     Необходимы энергия и мужество для принятия  реальности  и
формирования  нового мировозрения.  Необходимо публичное разъ-
яснение смысла происходящего,  преодоления синдрома униженного
и оскарблённого своим собственным правительством, своим парла-
ментом,  своими соседями.  А дальше необходима  конструктивная
разработка  серии конкретных проектов или программ,  способных
цементировать Федерацию и обеспечить её постепенное  превраще-
ние в целостный организм.  И,  конечно,  изыскание способов их
реализации,  даже если мы сейчас не сможем сформировать прави-
тельство,  которое окажется способным это сделать.  Теперь су-
ществует уже и частный  капитал  и  возникает  средний  класс.
Страна  не  может  не  стать привлекательной и для внешних ин-
весторов.  И наконец самое главное -  наступило  время  прямой
апелляции к обществу.
     Один из таких проектов я называю "северный  обруч".  Этот
проект очень  многоплановый.  О  его  фрагментах я уже кое-что
писал. Мои статьи имели определённый резонанс в Америке, Евро-
пе но, к сожалению, не дома. В чём смысл проекта или программы
"северный обруч".
     Когда воины  ислама перекрыли путь на Восток по Средизем-
ному морю,  когда самым безопасным путём из Европы в  Византию
стал путь из "варяг в греки",  Киевская Русь сделалась первок-
лассным европейским государством.  Русские  князья  с  успехом
использовали  геополитическое положение древней Руси.  Сегодня
происходит нечто подобное. Самый короткий, самый быстрый и са-
мый  дешёвый  путь,  связывающий Тихоокеанский и Атлантический
регионы,  лежит через Россию. Переоценить значение этого факта
нельзя.  Открытие налаженного пути из Европы в Тихий океан (из
англичан в китайцы!) откроет не только транзит  грузов,  но  и
полуфабрикатов, переработка которых может дать сотни тысяч ра-
бочих мест и валютные миллиарды. Так, например, многие оборон-
ные заводы Петербурга смогут стать терминалами по сборке высо-
котехнологичной продукции Японии, Тайваня, Кореи... А Северный
морской путь не только в два раза короче,  но и в 1,6 раза де-
шевле других морских путей. Я уж не говорю о перспективах воз-
душного транспорта. А волоконный кабель надо начать немедленно
прокладывать между Петербургом и Токио. Иначе он пойдёт обход-
ным путём через Ближний Восток и мы потеряем многие миллиарды.
Планета нуждается в кабельной связи  двух  океанов  -  никакая
спутниковая  связь  не  способна  соперничать  с её пропускной
способностью и дешевизной.  только волоконная оптика  способна
обеспечить требуемые потоки информации.
     Столь же масштабными представляются проблемы, связанные с
прямым выходом  за рубеж ресурсов Сибири и промышленности Ура-
ла. Я имею в виду создание нового варианта Персидского  залива
в незамерзающем устье реки Индига. Этот проект активно обсужд-
ался ещё в 20-е годы.  Но тогда ещё не было  воркутинской  ма-
гистрали, которая  проходит  от Устьиндиги в 200-300 килломет-
рах. Тогда ещё ничего не было известно о  нефтяных  и  газовых
богатствах Севера  и не было промышленности Урала.  Был только
печёрский лес. Сегодня этот проект необходимо реанимировать.
     Но проект  "северный  обруч"  охватывает  не только чисто
экономические проблемы. Северный полярный бассейн является од-
ним из  самых  экологически уязвимых мест Земного шара,  и его
состояние влияет на ситуацию во всём Северном полушарии. А от-
ветственность за него несут США,  Канада и Россия, т.е. страны
обруча.
     И наконец,  последнее утверждение, которое вызвало особый
интерес на Западе - безопасность будущего интегрированного ми-
ра. Это большая и специальная тема. Тем не менее, об этом тоже
следует кое-что сказать,  ибо есть один сюжет, который органи-
чески должен войти в проект "северный обруч". Речь идёт о соз-
дании космической информационной системы.  Без неё говорить об
экологичекой, политической,  а  тем более военной безопасности
планеты особого смысла не имеет.  Заметим,  что такая  система
может играть положительную,  т.е.  стабилизирующую роль лишь в
том случае, если она будет коллективной. национальные информа-
ционные системы  только усиливают эффективность и наступатель-
ного и оборонительного оружия и тем самым содействуют  военной
дестабилизации.
     Создание космической информационной системы,  нужной  для
всей планеты, может быть реализовано только на основе коопера-
ции русской и американской ракетно-космической техники.  И ко-
нечно, такая  система  не  может  быть закрытой собственностью
двух ракетных  "сверхдержав".  Ею  должен   владеть   открытый
консорциум, к  которому может присоединиться любое государство
и деятельность консорциума должна проходить под контролем  Ор-
ганизации Объединённых Наций.
     "Северный обруч",  даже в форме проектов,  - это огромный
национальный капитал.  А его реализация может вдохнуть жизнь в
целый ряд регионов от Тихого океана до Балтийского  моря,  це-
ментируя одновременно организм страны.


  

О ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ

Я рассказал лишь об одном из возможных проектов  развития
российского потенциала,  сочетающего его ресурсные и интеллек-
туальные возможности с  развивающимися  тенденциями  изменения
геополитической обстановки.  Существует и целый ряд других, не
менее масштабных  и  многообещающих  замыслов.  Их   публичное
обсуждение уже  само  по  себе очень важно для нации.  Страна,
обсуждающая крупномасштабные  проекты  собственного  развития,
страна, способная смотреть вперёд, - это уже не развалины ком-
мунистического фаланстера.  Это  значит,  что  нация  начинает
чувствовать уверенность в своих силах.  А уверенность и самоу-
важение - уже огромный шаг вперёд по сравнению с нынешней без-
надёгой.
     Формирование и анализ перспектив  реализации  крупномасш-
табных программ, вернее совокупность проектов, мне представля-
ется важнейшей обязанностью государства.  Но надо понять,  что
работа над  подобными  проектами  не имеет ничего общего с той
работой, которую проводил бывший Госплан,  когда  разрабатывал
проекты "великих  строек  коммунизма".  Цель анализа возможных
проектов, их следствий и корреляция с национальными  целями  -
это прежде всего всесторонняя оценка перспективы, именно оцен-
ка и именно перспективы. И не больше! Такая проектная деятель-
ность -  основа  для  выработки  определённых  государственных
предпочтений, структуры  региональной  и  налоговой  политики,
указание направлений  наиболее  эффективных  капиталовложений,
своеобразная научная гарантия риска для частного капитала.
     Последнее особенно важно.  Такие масштабные проекты,  как
"северный обруч",  не могут не привлечь  внимания  иностранных
инвесторов и инвестиционных фондов. Но них необходимы не толь-
ко идеи,  но и глубокие  всесторонние  проработки.  Причём  на
государственном  уровне.  И  чёткие рекомендации о необходимой
внутренней  политике  государства.  Нужно  широкое   публичное
обсуждение  подобных  программ  развития.  Общество должно по-
чувствовать перспективу,  почувствовать  собственные  мускулы,
почувсвовать, что  во  главе государства стоят государственные
мужи, а не политиканы. Всё это и позволит поверить в будущее и
сделаться  стимулом  к настоящей работе,  а не только к дележу
народного добра! Может быть, это и есть самое главное в подоб-
ной проектной деятельности.
     Такая деятельность требует  энергичного  правительства  и
интеллигентного патриотически  настроенного парламента.  Заме-
тим, что здесь существует и положительная обратная связь: про-
ектная деятельность  "цивилизирует"  власти.  А следовательно,
содействует их  укреплению.  Она  меняет  направление   мыслей
власть имущих,  переключая их с проблем политиканства на конк-
ретную практическую деятельность.  И ещё одно соображение: та-
кие проекты имеют чёткую интегративную направленность. Особен-
но, если они будут объединены с инициативами,  которые идут из
разных регионов  огромной страны,  превращая её в единый орга-
низм, и хозяйственный и политический.
     Но это лишь одно из направлений в сложном становлении на-
циональных целей. Чаще всего они возникают сами собой, отражая
реальные устремления людей и их миропредставление. Но обсуждая
проекты и перспективы,  побуждая энергию людей,  интеллигенция
многократно ускоряет эти процессы.
     Обсуждение путей предотвращения возможного голода,  конк-
ретных "проектных действий",  позволяющих увидеть перспективы,
лишь некоторые из составляющих процесса становления националь-
ных целей,  превращения жителей страны в нацию,  в граждан. не
менее необходимо увидеть Россию и как культурное  пространство
с собственным видением своего места в развивающемся мире - ми-
ре  XXI века.


  

РОССИЯ В МИРЕ XXI ВЕКА

Мы сегодня смотрим на Запад.  И не без основания, ибо за-
падные страны открыли страницу либерализации не только  эконо-
мики, но и всей общественной жизни, показали необходимость ин-
теграции и,  наконец,  первыми поняли, что означает социальная
ориентация  экономики  для образа жизни миллионов граждан этих
стран.  И у многих экономистов, людей, занимающихся проблемами
развития  цивилизации,  у  экологов,  в  частности,  создаётся
представление о существовании некоторых  универсальных  рецеп-
тов,  жизненных универсалиях XXI века,  если угодно.  Я боюсь,
что такое представление ошибочно и опасно.
     Безусловно, определённые  универсалии  существуют.  Их не
может не быть,  ибо человечество взаимодействует  с  Природой,
как единый биологический вид.  И такие универсалии рождались в
сознании людей независимо от их рассовой принадлежности, места
обитания  и других обстоятельств их жизни,  как проявление той
логики универсального эволюционизма, которая привела к появле-
нию  на Земле "человека разумного".  Одна из этих великих уни-
версалий - заповедь "НЕ УБИЙ!",  которая, в той или иной форме
возникла у  всех народов.  Универсалии рождаются и сегодняшней
практикой жизни.  Разве не является универсалией - универсаль-
ность технического развития или утверждение элементов планиро-
вания в либеральной экономике.
     Но, между тем,  закон дивергенции - это тоже универсалия.
А он гласит о такой  важнейшей  особенности  эволюции  челове-
ческого общества,  как  непрерывное  "расхождение"  этих самых
особенностей. В процессе эволюции непрерывно множатся  различ-
ные формы  человеческого общежития,  организационные структуры
деятельности, особенности духовного мира  людей.  Значит,  су-
ществуют и  границы  универсальности.  Вот почему любое слепое
подражание не только вредно, но и опасно.
     Вот почему  Запад  (любой запад!) - это лишь опыт,  но не
объект для подражания.  Так же как и Восток. Особенно для нас,
для нас, для России, связывающей эти два региона экономической
и культурной власти,  два важнейших центра будущего информаци-
онного общества.
     Мы говорим о XXI веке.  Но отдаём ли мы себе отчёт в том,
что означает комбинация слов "МИР XXI ВЕКА". Нам предстоит ещё
разобраться в том, что означает такое словосочетание, каким мы
видим и  хотим  видеть планетарное общество на грани тысячеле-
тий. Но одно уже очевидно - в авангарде истории окажутся не те
народы,  у  которых сегодня наиболее устроена производственная
жизнь,  а те, менталитет которых окажется наиболее настроенным
на универсалии цивилизации XXI века, на его потребности.
     Вот с этих позиций и следует думать о национальных  инте-
ресах, наших трудностях и возможностях. И, прежде всего, попы-
таться ответить на вопрос - что такое Россия?
     Без иллюзий, со всей жёсткостью и беспощадностью истинных
патриотов: только так интеллигенция сможет  нащупать  истинное
понимание ситуации,  понять реальную обстановку. Только так мы
окажемся способными понять,  как в процессе невероятного пере-
мешивания людей,  стремительного  этногенеза,  охватившего всю
территорию Советского Союза, огромная часть нашей нации обрела
психологию люмпенов,  как  в  её толще рождалась "коммунальная
сволочь", всё то,  сегодня стоит на пути к  обретению  русским
народом достойной ниши в сообществе XXI века. Только беспощад-
ная честность поможет нам  выработать  иные  стандарты,  соот-
ветствующие российской реальности конца века, столь непохожего
на его начало.

                         *       *
                             *

     Я называю свою позицию позицией ограниченного пессимизма.
Такой термин я оправдываю тем,  что вижу огромные  возможности
моей страны и моего народа. Но у меня глубокие сомнения в том,
что мы сможем ими сегодня умело воспользоваться. Сталкиваясь с
людьми,  которые всю жизнь посвящали себя политике, ч вижу та-
кую ориентированность их мысли,  которая не  даёт  возможности
спокойного обсуждения будущности страны, обсуждения, исключаю-
щего ориентацию на собственный и притом сиюминутный успех. Это
свойство политиков современной волны, может быть одно из самых
страшных наследий коммунистической эпохи.
     И тем не менее, мы должны сообща думать о месте нашей Ро-
дины в мире XXI века.  И делать всё возможное,  чтобы оно было
достойным!
 

ВЕРНУТЬСЯ ] к страничке Н.Н. МОИСЕЕВА ] К ОГЛАВЛЕНИЮ ] К СЛЕДУЮЩЕЙ ЧАСТИ ]