Экологический факультет МНЭПУ

Экологический факультет

Международный Независимый Эколого-Политологический Университет ( МНЭПУ )

СЕГОДНЯ года


|Экологическая библиотекаЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА | Студент-экологИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ | Фотоархив факультета экологииФОТОАРХИВ | КонтактыКОНТАКТЫ |


На главную


ТРУДЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ


Библиотека

Экологическое законодательство

Материалы конференций

Пресса об экологии

Информационный бюллетень ЦТАЭП

Ежегодник "Россия в окружающем мире"


БИБЛИОТЕКА ФАКУЛЬТЕТА ЭКОЛОГИИ

Интервью редактора журнала «Человек» Н.И. Дубровиной с Б.Б. Прохоровым Журнал «Человек» 2001. № 5.


Несколько лет назад журналистская дорога привела меня на конференцию «Предмет экологии человека». Конференция была очень интересной, но на мой взгляд чрезвычайно «пестрой». Доклады были на самые разнообразные, казалось бы не связанные между собой темы – от особенностей отдыха в различных регионах страны до особенностей физического развития коренных жителей Севера. Было также несколько докладов, в которых была сделана попытка синтеза разных научных дисциплин в единую науку – экологию человека.

На этом совещании я договорилась с Б.Б. Прохоровым о подробном разговоре в спокойной обстановке о том, что такое экология человека, зачем она и кто в ней нуждается. Но время летит очень быстро, дел не в проворот и наша беседа все откладывалась и откладывалась. Но вот наконец мы решили, что время пришло и разговор состоялся.

Коротко о моем собеседнике. Б.Б. Прохоров по образованию врач гигиенист, доктор географических наук, лауреат Государственной премии СССР, академик РАЕН, организатор первой в стране кафедры экологии человека, заместитель руководителя Центра демографии и экологии человека в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН, автор более двух сотен работ по медицинской географии и экологии человека, среди которых несколько монографий и учебников.

Н.И. Дубровина. Борис Борисович, начну с сугубо прагматического вопроса – кому и зачем нужна экология человека? Столь сложная научная конструкция – это прихоть скучающих интеллектуалов от науки или она может иметь конкретное приложение?

Б.Б. Прохоров. В мире не существует «бесполезных» наук. Справедливо говорил Маяковский – «Если звезды зажигаются, значит это кому-нибудь надо»… А экология человека (или антропоэкология) еще как нужна! Результаты работ по экологии человека обращены к политическим, хозяйственным руководителям, законодателям, наконец к населению и общественным организациям. Антропоэкологическая информация должна помочь обеспечить улучшение качества среды, в которой живут люди, повысить уровень здоровья населения, его безопасность. Можно назвать целый ряд сфер приложения интеллекта антропоэкологов – градостроительное проектирование, управление регионами, городами и муниципальными структурами, разрешение экологических конфликтов, законотворчество и пр. и пр.

Н.И.Д. Но ведь существует много других научных и прикладных направлений деятельности, которые вроде бы решают те же задачи.

Б.Б.П. Сила и смысл экологии человека в ее комплексном, системном подходе к процессам и явлениям. А во всех областях деятельности превалируют «узкие» специалисты. В подавляющем большинстве случаев и проектировщики (а ведь проект – основа любого мероприятия) и руководители решают простые однолинейные задачи. Приведу несколько примеров:

1.Руководство страны решает – построим много ГЭС – будет много электроэнергии – люди будут жить лучше. Потом оказывается, что ГЭС не только дает электроэнергию, но в результате ее строительства большое число людей выселили с их исконных земель, огромные площади заболотились, происходит размыв берегов, активизируются карстовые процессы и т.д.

2.Закроем экологически вредное предприятие и город станет чистым (любимый мотив наших «зеленых»). А куда девать людей из этого чистого города, если закрытое предприятие было единственным источником заработка населения.

Эти примеры (можно привести еще десятки и сотни подобных примеров из нашей повседневной жизни) вовсе не означают, что не нужно строить электростанции или закрывать вредные предприятия. Но предварительно нужно рассмотреть все нюансы проблемы – от чисто экономических, социальных, природоохранных до этнических, демографических и конфессиональных. Так, во времена существования СССР эстонская общественность резко выступала против строительства Таллиннского морского порта, придумывая различные «объективные» причины. Но тесно общаясь с эстонской интеллигенцией (я тогда читал лекции в Тартуском университете), я понял, что главная причина протестов против строительства порта – страх перед наплывом большого числа строителей из разных районов СССР и возможностью ассимиляции эстонского этноса. К слову сказать, браки эстонок с финнами, работавшими на строительстве в Таллинне, воспринимались весьма положительно.

Методы экологии человека позволяют рассмотреть все стороны любой проблемы и указать наиболее «слабые», недостаточно проработанные разделы того или иного проекта, осуществление которого может привести к негативным последствиям.

Н.И.Д. Как можно в наших условиях достичь такой гармонии между начальством, проектировщиками и антропоэкологами?

Б.Б.П. Для этого существуют законодательно утвержденные механизмы. В «Законе об экологической экспертизе» сказано, что любой проект (подчеркиваю, любой – будь то проект строительства завода или проект нового закона) должен проходить экологическую экспертизу. Один из разделов такой экспертизы предусматривает и последствия реализации проекта для населения. На экспертизу выносится проект и его обязательная составная часть «оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОС). Таким образом, одни специалисты по экологии человека, участвуют в разработке ОВОС, другие – входят в экспертную комиссию и выясняют насколько учтены интересы населения на всех этапах реализации проекта, если речь идет о новом строительстве или реконструкции старых объектов.

Н.И.Д. Хорошо, мы договорились, что экология человека важна и необходима и специалисты по экологии человека участвуют в разработке проектов и других видах деятельности. А откуда они берутся?

Б.Б.П. Сегодня антропоэкологов готовит кафедра экологии человека МНЭПУ. Но их очень мало, да и опыта у молодых специалистов пока не хватает. Но стоит учесть что экология человека не только термин, а и наименование определенного вида научной и практической деятельности, которая осуществлялась и тогда, когда этого термина еще не было, по крайней мере в нашей стране. В разных науках – географии (особенно в медицинской и населения), гигиене, градостроительном проектировании были исследователи, которые занимались комплексными проблемами, т.е. пытались рассмотреть те или иные явления, процессы с самых разных сторон. Очень полезным оказался системный анализ. Я часто задаю студентам вопрос – «Кто был первым специалистом по экологии человека?». Правильный ответ слышу редко. А ответ очень прост. Гениальным антропоэкологом был наш первобытный предок. Тот, кто сумел правильно выбрать место для жилья так, чтобы близко была вода и охотничьи угодья, которые могли надежно обеспечить пропитанием на весь год, чтобы жилье защищало от непогоды, диких зверей и врагов, чтобы во время паводков его не затапливало водой и т.д. Те первобытные общины, которые не сумели в комплексе решить все эти проблемы, исчезли с лица планеты и не оставили потомков. А прародители современного человечества, не подозревая о наличии такого красивого слова как «антропоэкология», на всех этапах развития цивилизации с большим или меньшим успехом эти проблемы решали. К сожалению, современный человек утратил знания и инстинкт разумного отношения к природе, умение сотрудничать с природой. Возвращаясь к вопросу о кадрах антропоэкологов, могу сказать, что в стране есть несколько «ветеранов» экологической экспертизы, но вся надежда на подрастающее поколение.

Н.И.Д. Кажется мы подошли к тому, чтобы дать определение экологии человека.

Б.Б.П. В нашей стране экология человека только формируется и разные авторы дают различные определения этой области знания. Обсуждение взглядов на нашу науку вопрос очень интересный и требует отдельного разговора. Скажу как я понимаю смысл экологии человека. Это отрасль науки и практической деятельности, рассматривающая влияние всей совокупности внешних условий (природы, хозяйственных мероприятий, загрязнения среды, социально-экономических условий, нравов, традиций, обычаев, религии, политического строя и пр.) на жизнедеятельность людей, на их здоровье, демографическое поведение, способы выживания.

Н.И.Д. Какова же главная задача экологии человека?

Б.Б.П. Экология человека должна обеспечивать общество (в широком понимании этого слова) информацией о том, в каких условиях живет та или иная общность людей (население поселка, города, области, страны, группы стран), как эти условия меняются или могут изменяться и какие вследствие этого будут происходить изменения в этих человеческих общностях. Эта информация должна облегчить обществу принятие адекватных решений по предупреждению или ликвидации вредных для людей последствий от уже существующих или ожидаемых негативных воздействий факторов окружающей среды. Факторы эти могут иметь различное происхождение – природное, техногенное, социальное.

Н.И.Д. Но для того, чтобы выполнять такую ответственную задачу, специалист по экологии человека должен обладать поистине универсальными знаниями, что в современных условиях узкой специализации науки просто нереально. В каких дисциплинах, в первую очередь, должен разбираться антропоэколог?

Б.Б.П. Я ведь не говорю, что один специалист должен решить все проблемы. Мы говорим с Вами о науке, которая должна быть достаточно структурирована. В настоящее время экология человека только самоопределяется, ищет свое место среди других наук, а в перспективе у нее будут разные направления. Тем не менее, следует, очевидно, перечислить пограничные с экологией человека науки, знание которых позволяет достаточно успешно проводить антропоэкологические исследования. Это, в первую очередь, те науки, на базе которых сформировалась экология человека. Она возникла на стыке нескольких «больших» наук, каждая из которых в свою очередь представляет собой ассоциацию научных направлений. И так: гигиена (на самом деле многочисленные разделы гигиены – общая, коммунальная, населенных мест, воды, воздуха, почвы, социальная, промышленная и пр.), география (медицинская, физическая и ландшафтоведение, экономическая, социальная, населения и др.), биология (генетика человека, медицинская генетика, антропология, адаптология, патологическая физиология и т.д.), демография, этнография, экономика, социология, история и другие науки. Конечно, одному специалисту не под силу владеть всем объемом современных знаний по этим наукам. Но антропоэколог может и должен в общем виде иметь представление о всех дисциплинах, знать их терминологию, основную справочную литературу, учреждения, ведущих специалистов. В случае необходимости, он должен грамотно сформулировать запрос для получения нужной информации или консультации, пригласить для совместной работы именно того специалиста, который будет максимально полезен в данном конкретном исследовании.

Н.И.Д. А как же тогда будет формироваться комплексный или, как Вы говорите, системный результат? Одни специалисты сосредоточат внимание, к примеру, на проблемах водоснабжения, а другие на проблемах жилищных условий и опять будут отдельные исследования. К слову сказать, это и проще и «диссертабельнее».

Б.Б.П. Вопрос весьма своевременный и острый. Но на него как мне кажется есть убедительный ответ в методологии антропоэкологических исследований. В этих исследованиях ведущая роль принадлежит антропоэкологу-комплекснику или «скажем красиво» антропоэкологу-интегратору, который выступает в роли дирижера большого оркестра. Именно он в подлинном смысле является носителем антропоэкологической идеи. Этот специалист должен, пусть поверхностно, но разбираться во всех аспектах экологии человека и пограничных с нею наук. Он должен планировать исследование, координировать его на всех этапах, приглашать необходимых специалистов и, самое главное, подводить его итоги, обобщать полученные отраслевыми специалистами результаты. Единство исследования обусловлено несколькими моментами: 1)оно выполняется на одну территорию, которая точно обозначена (это задано техническим заданием, которое составляется вместе с заказчиком); 2)исследование выполняется в одном заданном заранее масштабе; 3)все исполнители используют единую картографическую основу; 4)все этапы работы осуществляются одновременно и исполнители обмениваются результатами работ. Этот набор условий обеспечивает сопоставимость результатов и позволяет на основе системного анализа с использованием компьютера получить удовлетворительный результат.

Н.И.Д. Как быть, когда нет коллективов, готовых выполнять подобное исследование?

Б.Б.П. Действительно, пока нет стабильных, постоянных коллективов, для выполнения таких исследований. Тем не менее они выполнялись и выполняются. У них богатая предыстория. На протяжении почти 30 лет я участвовал в работах градостроителей по созданию планов и схем районной планировки, где решались сходные задачи, хотя в них отсутствовали слова о экологии человека. В современных условиях создаются временные творческие коллективы (ВТК), которые при грамотном подборе сотрудников, способны выполнить подобную работу. Например, мне пришлось руководить созданием ОВОС на территорию группы газоконденсатных месторождений на полуострове Ямал. Для этой работы из разных институтов были привлечены десятки специалистов, которые раньше работали на Ямале, хорошо знали его природные, социально-бытовые, демографические (в том числе этнические), эколого-гигиенические и прочие особенности. Работа была выполнена на хорошем уровне и успешно прошла экологическую экспертизу. До этого несколько вариантов освоения Ямала были экспертизой отвергнуты. В скобках отмечу, что подобные работы требуют значительного финансирования.

Н.И.Д. Как получилось, что экология человека возникла так внезапно. Вроде ничего подобного не было и вдруг коллективы, кафедры, книги, учебники… Откуда все это взялось?

Б.Б.П. Все это не вдруг… С самых древних времен люди пытались понять и осмыслить окружающий их мир в его единстве, в совокупности сложных взаимодействий. Это пытались делать и приверженцы первобытные верования, и служители всех религий, и философы, и ученые. И если не удавалось правдоподобно объяснить, то, по крайней мере, пытались описать. Так, великий врач древности Гиппократ еще в V веке до н.э. в трактате «О воздухах, водах и местностях» и в других трактатах описывал зависимость здоровья людей и их психические типы от особенностей местности, в которой они живут. В XIX веке появилась и бурно развивалась антропогеография (чувствуете близость названия с антропоэкологией), которая изучала многие вопросы представляющие и сегодня интерес для экологии человека. У ряда крупных ученых Франции антропогеография трансформировалась в экологию человека. Этот термин в теорию социологии ввели американские исследователи в 1922 г. Не следует забывать, что в России в XIX веке быстро развивавшаяся гигиена и примыкавшая к ней медицинская география стремились решить многие проблемы, которые сегодня попадают в сферу интересов экологии человека. Гигиенисты в дореволюционной России называли гигиену «наукой о счастье». Действительно, если человек здоров, сыт, живет в хороших коммунально-бытовых и санитарно-гигиенических условиях – это уже очень важно для счастья.

Н.И.Д. Почему же в СССР были забыты удачно начатые исследования?

Б.Б.П. Тому много причин. Сначала нужно было бороться с ужасными последствиями мировой и гражданской войн, а позже выяснилось, что социальная гигиена, изучая состояние здоровья россиян и социальные болезни в нашей стране, высвечивает «язвы» социализма ярче чем буржуазная пропаганда. Социальная гигиена была упразднена, а ее деятели были репрессированы. За грифом «секретно» или «для служебного пользования» были скрыты все статистические данные о загрязнении окружающей среды, о заболеваемости, смертности и продолжительности жизни населения. Эта информация скрывалась от Запада (где, тем не менее, она была известна) и от собственных граждан.

Н.И.Д. Почему скрывали?

Б.Б.П. Потому, что эти сведения объективно показывали заметное отставание «страны победившего социализма» от «загнивающего Запада» по многим параметрам качества жизни, в том числе по таким фундаментальным как общественное здоровье и качество окружающей среды. Поэтому экология человека не только не развивалась, но само ее существование в Советском Союзе всячески осуждалась. На базе марксистско-ленинской философии горе-теоретики доказывали, что экология человека «буржуазная лженаука», что она базируется на ложных концепциях, что представляет собой вариант социал-дарвинизма и прочие глупости. Но принципы, лежащие в основе экологии человека постепенно пробивали себе дорогу и в конце концов она завоевала свое место в современной отечественной науке. Сначала было опубликовано несколько статей по проблемам экологии человека, потом состоялось совещание по географическим аспектам экологии человека (1974). После опубликования материалов этого совещания стали появляться обширные работы на эту тему, было проведено несколько всесоюзных совещаний, стал выходить реферативный журнал «Экология человека», была организована кафедра экологии человека в МНЭПУ, курс экологии человека стали читать во многих университетах и некоторых медицинских вузах.

Н.И.Д. Если, как Вы говорите, экология человека самостоятельная наука, то у нее должны быть свой объект исследования, своя теория, свои методы…

Б.Б.П. Начну, пожалуй с методов. Как уже было сказано, экология человека появилась в пограничной зоне нескольких наук, поэтому совершенно естественно, что она использует методы этих наук, приспосабливая их для своих целей. Например, совмещая сугубо географические методы (картографирование и районирование) с медико-статистическим подходом к изучению показателей уровня здоровья и общенаучным методом оценивания разных явлений, а также с использованием санитарно-гигиенических показателей, можно создать принципиально новую научную конструкцию – карту районирования территории по качеству здоровья в связи с состоянием окружающей среды. Если это районирование дополнить сведениями о природных условиях и социально-экономических параметрах жизни населения, то получится интегральная характеристика выделенных районов по совокупности условий формирования общественного здоровья. Такие карты уже существуют и опубликованы. Думаю, что методическая база экологии человека будет постепенно совершенствоваться, в первую очередь за счет широкого использования математического моделирования. Объектом исследования экологии человека является антропоэкосистема (АЭСТ) – территориальный комплекс относительно однородный по природным, социально-экономическим, производственным, коммунально-бытовым условиям жизни населения, по формированию уровня общественного здоровья, происходящим в нем демографическим процессам. При проведении исследовательских работ антропоэкологи рассматривают любую территорию как единую антропоэкосистему или совокупность более мелких антропоэкосистем. Подробно разработана структура АЭСТ и определены вопросы, которые необходимо выяснять при изучении каждого компонента АЭСТ, его роли при воздействии на население. Теория экологии человека требует углубленной разработки, но уже сегодня сформулированы ее основные положения . В теоретическом багаже экологии человека учение академика Е.Н. Павловского о природной очаговости болезней, академика А.П. Виноградова и В.В. Ковальского о биогеохимических провинциях и эндемических микроэлементозах, Питирима Сорокина о социальном пространстве, теория академика В.Б. Сочавы о геосистемах, работы отечественных и зарубежных географов по районированию и типизации территории, теория демографического перехода и эпидемиологических революций, результаты изучения адаптации человека и адаптивных типах, концептуальная экология Н.Ф. Реймерса. Создан и совершенствуется понятийный аппарат экологии человека.

Н.И.Д. В работах Н.Ф. Реймерса экология человека – часть единой экологии или биоэкологии, как он ее называет, а у Вас эта наука нечто иное, более обширное? Как совместить эти два подхода?

Б.Б.П. Мне кажется, что ни совмещать, ни противопоставлять эти подходы нет никакой необходимости. В нашей стране с термином «экология» произошли большие метаморфозы и возникла путаница. Э. Геккель, предложивший этот термин, понимал под ним изучение взаимоотношений между живым организмом (животным, растением) и его местообитанием. В таком классическом толковании термин «экология» и все, что с ним связано просуществовал более 100 лет. Потом «усилиями» журналистов и популяризаторов науки термин «экология» стали применять в смысле учения об окружающей среде, в англоязычных странах ему соответствует понятие Environmentology. Если весьма поверхностно сопоставить современную «экологию» и «экологию человека», то можно сказать, что первая преимущественно рассматривает как человек воздействует на окружающую среду и какие это имеет последствия для природы. А экология человека изучает как окружающая среда влияет на человека. На самом деле, две эти дисциплины тесно взаимосвязаны, они взаимодействуют друг с другом и друг друга дополняют. Часто они решают общую проблему и трудно провести между ними четкую границу. Но тоже можно сказать и о всех пограничных с экологией человека науках, когда речь идет о решении конкретной комплексной проблемы. Например, при проектировании нового города, архитекторы-проектировщики привлекают к работе самых разных специалистов – от гигиенистов до географов и от экологов до этнографов, ориентируясь не на их профессиональную принадлежность, а на индивидуальную способность решить ту или иную задачу в процессе конструирования наиболее благоприятных условий жизни для будущих жителей нового города.

Н.И.Д. Тогда еще один вопрос о связи наук. Я давно хотела выяснить какая разница между экологией человека и социальной экологией.

Б.Б.П. Если ответить совсем просто – то никакой разницы нет, это синонимы. Познакомившись с наиболее распространенными определениями социальной экологии можно убедиться, что она изучает те же процессы и явления, что и экология человека. В период, когда экология человека была «персоной нон грата», теоретики, преимущественно из числа философов и социологов, стали пропагандировать необходимость развивать в нашей стране исследования о влиянии социальных и природных условий на жизнь общества. В то время это было благое дело. И поскольку акцент делался на социальной компоненте среды, то и термин «социальная экология», который был ближе социологам, закрепился в научной литературе. Но после того, как «человеческая экология» получила права гражданства, начались терминологические споры о том, как называть эту науку. Вариантов довольно много: антропоэкология, демоэкология, социальная экология, экология народонаселения, экология человека. Я считаю, наиболее правильным использовать два термина - экология человека и антропоэкология. Вообще, терминологические споры – дело пустое. Постепенно время все расставит по свои местам. Сложности возникают в связи с тем, что чиновники от высшего образования совершенно произвольно разделили единую науку о влиянии окружающей среды на населения на две части – социальную экологию и экологию человека и даже придумали для каждой из них свой предмет исследования. Обе эти дисциплины включены в учебные программы. В сложившихся условиях компромисс может быть достигнут путем усиления определенной самостоятельности в рамках «общей экологии человека» двух фактически существующих разделов – биологических аспектов экология человека и социальных (или социально-демографических) аспектов экологии человека. Подчеркну, что это два направления единой науки.

Н.И.Д. Вы говорили, что антропоэкологов готовят на кафедре экологии человека в МНЭПУ. Как организовано обучение, какие предметы они изучают?

Б.Б.П. Во-первых, студенты изучают все обязательные для экологического факультета МНЭПУ предметы. Они занимаются на кафедрах биоэкологии, рационального природопользования и охраны природы, геоэкологии, экологической химии, экологической физики, они углубленно изучают иностранный язык, им читают лекции и проводят семинары по политологии, социологии, экологическому праву. На кафедре экологии человека они слушают курсы «Биологические основы экологии человека и адаптивные типы людей» и «Введение в экологию человека», «География населения», которые являются обязательными для всех студентов экологического факультета МНЭПУ. Кроме того, для студентов кафедры экологии человека проводятся занятия по большому числу спецкурсов – прикладная антропоэкология, медицинская география и картография, экология питания, генетическая безопасность, медицинская генетика, региональные антропоэкологические проблемы России, математическое моделирование в экологии человека, социальное проектирование, гигиеническое нормирование, экологическая эпидемиология, региональная этнология, оценка риска в экологии человека, экологический мониторинг, эргономика, качество населения и др. Таким образом, студенты получают основы знаний по обширному кругу дисциплин. В перспективе эти знания следует, конечно, углублять и расширять, но фундамент уже заложен. Определенную специализацию студенты получают во время производственной практики. Мне представляется очень продуктивным проведение практики в Институте экологии человека и общей гигиены им. А.Н. Сысина РАМН, где студенты знакомятся с лабораториями гигиены атмосферного воздуха, гигиены природных вод, коммунальной гигиены… Начав с практики в этом институте, некоторые студенты после окончания университета остаются там на постоянную работу.

Н.И.Д. В связи с тем, что Институт общей и коммунальной гигиены переименовали в Институт экологии человека и гигиены окружающей среды, хочу спросить Вас о взаимоотношении экологии человека и гигиены.

Б.Б.П. Выскажу для многих крамольную мысль – если бы гигиена развивалась в том направлении, которое гигиенисты наметили во второй половине XIX в., то термин «экология человека» отсутствовал в нашей науке, или имел бы гораздо более узкий смысл. Те проблемы, которые мы сегодня относим к компетенции экологии человека, решались бы общей (или комплексной) гигиеной. До недавнего времени существовала гигиена районной планировки, исследования которой были созвучны работам по антропоэкологии. В начале 1960-ых годов была сделана попытка значительно расширить поле исследований гигиенистов. Была выпущена очень интересная книга «Введение в геогигиену» (1966). Сам перечень разделов гигиены – социальная, общая, коммунальная, населенных мест, воды, почвы, питания, военная, авиационная, промышленная, сельского хозяйства и пр. – показывает ее близость к экологии человека. Но существует и ряд различий между этими дисциплинами. Экология человека имеет единый объект исследования – антропоэкосистему; она стремится охватить всю совокупность проблем на изучаемой территории; широко использует картографический метод, т.к. обычно рассматривает гораздо более крупные объекты по сравнению с гигиеной, у которой отсутствуют методы изучения больших пространств. Экология человека включает в сферу своих интересов социально-экономические факторы, а также такие компоненты среды обитания человека, как народные традиции, обычаи, конфессиональную принадлежность людей. В силу объективных и субъективных причин современная гигиена сосредоточила усилия преимущественно на разработке и пересмотре нормативов качества различных элементов окружающей среды, что очень важно для оптимизации жизненной среды человека. Узкая специализация характерна для всей современной науки, но она служит причиной отмирания широких комплексных подходов к изучению явлений и процессов, происходящих в окружающей среде.

Думаю, что в современных условиях необходимо активно искать пути сближения гигиены и экологии человека, что несомненно обогатит обе эти науки, а, возможно, и приведет к их слиянию. Уже сегодня в печати можно прочесть такие термины, как «гигиена окружающей среды», «эколого-гигиенические исследования». Может быть вскоре появится новое понятие «экогигиена» или что-нибудь аналогичное. Дело, конечно, не в названии, а в сущности этой взаимообогащенной науки. Сейчас гигиенистов готовят в медицинских вузах, перегружая клиническими дисциплинами, которые им в будущей работе не понадобятся, но им не хватает знаний по экологии, социологии, демографии, географии, экономике, технологии различных производств.


Rambler's Top100


© Перепечатка и использование материалов, размещенных на сайте, допускается только со ссылкой на источник
Последнее изменение страницы: Декабрь 12, 2013