|
СЕГОДНЯ года |
|ФАКУЛЬТЕТ | КАФЕДРЫ | БИБЛИОТЕКА | СТУДЕНТ | АБИТУРИЕНТ | ФОТОАРХИВ | КОНТАКТЫ | |
Экологическое законодательство |
БИБЛИОТЕКА ФАКУЛЬТЕТА ЭКОЛОГИИ
Исследования потенциальных возможностей этой необычной области энергетики начались с того, что на одной из химических фабрик Германии внезапно начал "кипеть" кремний, хранившийся в виде мелкодисперсного порошка в атмосфере азота. Пришлось приложить немало усилий, чтобы прекратить "горение" кремния - бурную реакцию, проходившую с выделением тепла.
Профессор Аунер предложил построить в пустыне завод по переработке песка в чистый кремний, энергию для работы этого предприятия можно получать от фотоэлектрических элементов (в который тоже входит кремний). Чистый кремний будут прессовать в блоки и на кораблях отправлять на электростанции развитых стран. Там кремний будут перетирать в порошок и он будет реагировать с азотом атмосферы, выделяя огромную энергию. Впрочем, возникло немало возражений по поводу этого проекта. Противники проекта приводят данные, согласно которым при передаче энергии на 3000 км теряется около 20% энергии, но в денежном выражении это намного меньше, чем стоимость перевозки кремниевых блоков к месту назначения. Получается, что проще не тратить силы на кремний, что дешевле будет потреблять энергию, полученную на фотоэлектрических станциях, которую планируется тратить на получение чистого кремния. Конечно, не обязательно ставить завод в пустыне, но развитые страны не любят размещать вредные производства на своей территории, да и проблема доставки энергии потребителю всё равно останется.
Но пофессор Аунер предложил использовать кремниевое топливо для автомобильных двигателей. Тогда перевозка кремния будет иметь смысл, правда часть деталей в моторах автомобилей, работающих на новом виде топлива, придётся заменить на керамические, чтобы получающийся в результате реакции песок не разрушал их. Впрочем, всё это только проекты на далёкое будущее. Сейчас производство чистого кремния стоит огромных денег, потребляют его в основном в промышленности, производящей компьютеры и прочую электронику, небольшой процент получаемого кремния идёт на гелиоэнергетику. Технология очистки кремния считается "грязной", так что выгоды от уменьшения выбросов парниковых газов будут сведены на нет выбросами, происходящими в процессе очистки кремния. Так как современные технологии получения кремния слишком дороги, сжигать его не рационально. Плохо разработаны технологии использования кремниевого топлива в автомобильных двигателях. Но наука не стоит на месте. Может быть, через несколько лет будет найден способ дешёвого и не слишком вредного получения кремниевой пыли, да и неизвестно, что покажется нам выгодным в тот момент, когда истощатся последние месторождения нефти и газа.
По материалам журнала
"Наука и жизнь" 2001 год. |
|